Штрафы за нарушения правил дорожного движения вот-вот возрастут в несколько раз – и сразу в нескольких российских городах оглашена стратегия борьбы с неплательщиками этих штрафов с привлечением высоких технологий.
Часть поправок в Административный Кодекс РФ вступила в силу в августе, часть – заработает с 1 января, остальные – спустя еще полгода. Даже самое мелкое нарушение будет караться уже не 50, а тремястами рублями.
Но, увы, запутанная система взимания штрафов, принятая пять лет назад, привела к тому, что половина нарушителей выбрасывает квитанции, так и не дойдя с ними до банка. По правилам, неплательщиков должны карать судебные приставы, описывая имущество и назначая повторные штрафы – в двукратном размере. На деле ничего подобного не происходит: в сети борцов с должниками попадают лишь самые оголтелые неплательщики.
Тем временем руководство дорожной инспекции выяснило: россияне не платят штрафы не из-за бедности или жадности, а просто потому, что система уплаты несовершенна. Штрафник должен оформить перевод в банке, причем вписав в квитанцию реквизиты (код ОКАТО) того подразделения, которое наложило на него взыскание. Затем – сделать ксерокс квитанции. Оказывается, из разных районов приходят постановления с одним номером и непонятно, кто платил, а кто нет? Поэтому, сделав копию, необходимо переслать ее в подразделение ГИБДД. Этого требует статья 32.2 КоАП – исполнение постановления о наложении административного штрафа. Пункт 4 гласит: «Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление».
После этого нарушитель, возможно, обезопасит себя от визита судебных приставов. А может, и нет.
Как рассказали корреспонденту АНН, в службе судебных приставов, в их управление из ГИБДД приносят целую коробку с документами: оплаченные и неоплаченные квитанции там свалены в одну кучу. С учетом того, что на каждом приставе висит по 1000-1500 исполнительных производств, досконально разобраться, кто платил, а кто не платил, они не успевают.
Корреспондент Агентства национальных новостей разместил на сайте петербургских автомобилистов следующий опрос. «Как вы оплачиваете штрафы?» с пятью вариантами ответов:
Штрафы не плачу, сразу рву квитанцию – 13,7%
Плачу гаишнику из рук в руки – 6,9%
Тщательно узнаю реквизиты, плачу в сберкассу, пересылаю заказным письмом квитанцию или отвожу ее лично – 4,9%
Плачу в сберкассу, квитанцию не отсылаю (придет пристав – тогда покажу) – 43,1%
Меня ВООБЩЕ не штрафуют – 31,4%
Правильным ответом (кроме «меня не штрафуют») был только один – третий. Он набрал всего 5 процентов голосов. Общее количество ответивших – 101 человек.
Многие просто не знают точного алгоритма действий при оплате штрафов, хотя ситуация, в общем-то, обыденная. И вот на помощь ленивым или сверхзанятым автомобилистам должны прийти высокие технологии – сначала устройства для считывания банковских карт, затем мобильные терминалы.
Мы решили выяснить, кому выгодно внедрение новых схем и почему они не появились раньше?
Терминальная стадия
Я однажды пропустила уплату штрафа и удостоилась повестки к судебному приставу. Лучшим наказанием была потеря нервных клеток, ибо мне и в голову не могло прийти, что кто-то станет искать человека из-за 50 рублей (я воображала миллионный иск или чего похуже). В зале собралось около десятка неплательщиков, но среди них были и те, кто штрафы платил и даже пересылал квитанции (в доказательство они предъявили почтовый корешок).
Как рассказали судебные приставы, таких случаев в их практике – когда неплательщик таковым не является – 20-30 процентов. Штраф я заплатила в тот же день, квитанцию отнесла приставу, но, что и говорить, даже такой способ показался мне более простым, чем визит в банк и последующая отсылка заказного письма.
В нашем опросе 88,2 водителей заявили, что готовы платить штрафы через мобильные устройства, 11,8% сказали, что будут по-прежнему отправлять их через банки. Четверть опрошенных сообщили, что их отношение к уплате штрафов после введения терминалов станет более аккуратным.
Родоначальниками применения высоких технологий в этой области считают ульяновцев и новосибирцев. В ноябре 50 машин ДПС ГИБДД Ульяновска оснастили устройствами, посредством которых штраф можно было б снимать сразу с карточки нарушителя. Такие аппараты есть сейчас во всех крупных магазинах. Если автолюбителя поймают, скажем, за нарушение скоростного режима, его проведут в припаркованный патрульный автомобиль, прокатят банковскую карточку через аппарат – и 100 рублей упадут на счет ГИБДД, а водитель получит квитанцию. Пересылать ее никуда не потребуется – ведь факт оплаты будут наблюдать сами же инспекторы ДПС. Для водителя такая система будет удобна тем, что не придется идти на почту, для ГИБДДшного начальства – уменьшением коррупции на дорогах (это когда штраф гаишнику платят без квитанции и он превращается во взятку).
Тем, у кого нет карточки, могут предложить заранее купить «водительские карты» номиналом в 300, 500 и 1000 рублей. Конечно, это неприятно – покупать заранее индульгенцию – как будто готовиться к будущему нарушению, но для экономии времени можно пойти и на это. Старый способ оплаты – через сберкассу – никто при этом не отменяет.
К сожалению, вопрос, что делать с невостребованными картами, остается открытым. Они действуют только в течение года. Теоретически их можно использовать и для оплаты ГИБДДшных пошлин – например, техосмотра, только вот новые машины осмотр проходят раз в 3 года. Можно сдать их в банки и получить деньги обратно, но это тоже потеря времени. К тому же стоимость самой карты будет немного превышать ее номинал, как это происходит, например, с картами «Яндекс-деньги».
В Новосибирске еще в 2004 году владельцы пластиковых карт могли платить штрафы через Интернет. Для этого на специальном сайте нужно было выбрать из списка райотдел ГИБДД и оформить платеж через сервер банка. Обязательным условием был заказ на дом квитанции об оплате. Но и ее требовалось переслать тем же гаишникам. Затем появились и платежные банкоматы, которые брали себе 6% от суммы штрафа, если автомат стоит в подразделении ГИБДД, 10% – если он где-то на заправке или в ДПСном автомобиле.
Правда, как рассказывают новосибирские автомобилисты, этой услугой почти никто не пользуется (около 1000 человек за полгода). Как рассказали в муниципальном банке Новосибирска, гаишники потому и пошли на сотрудничество (они сами распределяют полученную информацию по районам), что знали: откликов будет немного.
В европейских странах, например, во Франции, оплатить взыскание можно двумя путями: сразу полицейскому (с получением, разумеется, квитанции) и – через банк. «Добропорядочные граждане платят сразу, потому что через банк дороже. Разумеется, никуда извещения об уплате отсылать не надо», – рассказали АНН во французском консульстве. Почему же у нас действует это странное правило? Неужели только потому, что деньги поступают в Минфин, а не в дорожную полицию, поэтому у последней нет никакого стимула следить за поступлением платежей?
Впрочем, внимательное изучение проекта поправок в КоАП (той части, которая вступает в силу 1 января 2008 года), показало: терминалы сразу после внедрения могут оказаться бесполезными, несмотря на всю хитроумную разработку по пересылке аккумулированной информации. Поправка №58 гарантирует изъятие из статьи 32.2 той самой 4-й части. Автолюбителей избавят от необходимости идти на почту – и они с легкостью вернутся к старой системе оплаты через сбербанк. Впрочем, терминал сейчас кажется привлекательным хотя бы из-за отсутствия очередей.