В этом году отмечает свой 25-летний юбилей Федеральное казначейство Российской Федерации. О том, какова роль ведомства в жизни государства и общества, что сделано и делается в настоящее время, о ближайших перспективах, мы побеседовали с руководителем Управления Федерального казначейства по Ульяновской области Дмитрием Чугунковым.
– Дмитрий Николаевич, подходит к завершению юбилейный для казначейской системы 2017 год. Расскажите, пожалуйста, о самых значимых итогах работы.

– Да, действительно, 8 декабря 2017 года исполняется 25 лет с момента выхода Указа Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе». Сегодня казначейство является динамично развивающимся, передовым ведомством, в стенах которого трудятся высококвалифицированные специалисты. Круг полномочий ведомства стабильно расширяется, что влечет за собой совершенствование функционирующих информационных систем и профессиональное развитие сотрудников. Основными функциями казначейства по-прежнему являются кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней на территории Ульяновской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

– Проект «Электронный бюджет» – это один из масштабных проектов, в реализации которого принимает участие Ваше ведомство. Расскажите о нем подробнее.

– Внедрение системы государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» призвано для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. А также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

В 2017 году в Управлении проведен комплекс мероприятий по переводу получателей средств федерального бюджета на работу с использованием сервисов подсистемы управления расходами ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» в части учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Начиная с октября обслуживаемые в Управлении получатели средств федерального бюджета формируют сведения о бюджетных и денежных обязательствах в подсистеме управления расходами ГИИС «Электронный бюджет» и направляют их в Управление для осуществления контроля. Планируется апробация доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до получателей средств федерального бюджета.

Также в текущем году в соответствии с частью пятой статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» мы приступили к выполнению новой функции – контролю в сфере закупок. Управление оперативно осуществляет предварительный контроль информации о закупках, размещаемой государственными заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), которая пришла на смену официальному порталу государственных закупок (zakupki.gov.ru) и обеспечивает полную прозрачность всего закупочного процесса. Далее УФАС Ульяновской области проводит последующий контроль.

С начала года Управлением произведено в общей сложности 5210 контрольных мероприятий по планам закупок, 5969 по планам-графикам закупок, 6994 по извещениям об осуществлении закупки и 17643 по сведениям о контрактах.

Степень ответственности, возложенной на органы Федерального казначейства, показывает установление Правительством Российской Федерации запрета на размещение в ЕИС с 1 января 2018 года федеральными государственным заказчиками (а с 1 января 2019 года – государственными заказчиками регионального и муниципального уровней) информации о закупках до устранения ими выявленных нарушений.

С 2017 года Управление осуществляет мониторинг 130 комплектов отчетности, представляемых в подсистему «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет» 107 субъектами отчетности.

В ходе мониторинга информации, представляемой в подсистему субъектами мониторинга, осуществляется анализ полноты и своевременности представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности, сбор, обобщение и анализ информации о показателях представленной отчетности на соответствие нормативным правовым актам и методическим документам Минфина России.

– Федеральное казначейство выполняет также функцию сопровождения целевых средств?

– Действительно, с 1 января 2015 года, в соответствии со статьей пятой Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы», в органах Федерального казначейства обслуживаются юридические лица, получающие из федерального бюджета средства в форме субсидий или авансов по государственным контрактам. В марте 2017 года Правительством РФ также было принято решение о казначейском сопровождении средств, получаемых при проведении расчетов в целях исполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу.

Для казначейского сопровождения целевых средств в Управлении осуществляется открытие и ведение лицевых счетов юридических лиц – неучастников бюджетного процесса. В настоящее время открыто 212 таких счетов, из них 130 для сопровождения расчетов по гособоронзаказу. К примеру, у нас в УФК по Ульяновской области открыты лицевые счета, в том числе и обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновский автомобильный завод», акционерному обществу «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов», акционерному обществу «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», акционерному обществу «Научно-производственное предприятие «Завод «Искра».

Органы Федерального казначейства санкционируют проведение операций юридических лиц только в случае подтверждения использования ими средств в соответствии с условиями и целями их предоставления. Это позволяет обеспечить прозрачность использования средств из федерального бюджета, осуществлять мониторинг привлекаемых исполнителей и соисполнителей, минимизировать количество посредников, сократить остатки неиспользованных целевых средств, выделяемых из федерального бюджета юридическим лицам.

– Дмитрий Николаевич, Управление больше года исполняет функции, переданные ему от упраздненного Росфиннадзора, по контролю в финансово-бюджетной сфере и сфере контрактных отношений. Сегодня уже можно сказать, что непрерывность контроля обеспечена. На какие положительные моменты Вы хотели бы обратить внимание?

– Вы правильно отметили, что с 2016 года, в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Управлением обеспечена преемственность исполнения функций в финансовой сфере. В 2016 году необходимо было не только обеспечить непрерывность контроля в финансово-бюджетной сфере, но и сохранить основной кадровый ревизорский потенциал (90 процентов коллектива), что, на наш взгляд, и было достигнуто.

План контрольных мероприятий Управления на 2017 год успешно реализовывается, проведено уже 80 плановых проверок использования средств федерального бюджета, а также внеплановых контрольных мероприятий как по обращениям государственных органов, депутатским запросам, так и по обращениям правоохранительных органов.

Сумма проверенных средств составила более 16 миллиардов рублей, в том числе средств федерального бюджета, выделенных в виде межбюджетных трансфертов более двух миллиардов. Выявлено финансовых нарушений на сумму более 337 миллионов рублей. По выявленным нарушениям бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов направлено в адрес объектов контроля восемь предписаний, 27 представлений, в Минфин России через Федеральное казначейство – шесть уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, которые в настоящее время реализованы в полном объеме. По результатам ряд виновных должностных лиц привлечен к административной ответственности.

Ежегодно планируются и проводятся проверки в Фонде модернизации ЖКК Ульяновской области по использованию средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов.

О результатах таких проверок информируется Губернатор и Правительство Ульяновской области, а в случае необходимости – прокуратура и правоохранительные органы.

Отлажено взаимодействие с иными органами, уполномоченными осуществлять контроль, – это тоже один из положительных моментов, который стоит отметить. Мы заключили целый ряд соглашений о сотрудничестве с прокуратурой области, УМВД, Счетной палатой, Управлением Службы судебных приставов, УФАС.

– Что ожидает казначейскую систему и Ваше Управление в следующем году?

– Предстоящий год будет не менее насыщенным, чем уходящий 2017-й. Если говорить в целом, то, в первую очередь, УФК по Ульяновской области настроено на максимально эффективное выполнение мероприятий в рамках посланий Президента Российской Федерации, Стратегической карты Федерального казначейства.

В 2018 году начнется работа по бухгалтерскому учету операций, получения средств из федерального бюджета. Сфера применения механизма казначейского сопровождения целевых средств будет расширяться и совершенствоваться.

Будет углубляться работа самой системы ГИИС «Электронный бюджет», совершенствоваться контрольная деятельность за счет использования данных ГИИС «Электронный бюджет».

Также в 2018 году в целях подготовки к масштабированию технологии социальных выплат будет проводиться активная работа в рамках реализации проекта по осуществлению Фондом социального страхования Российской Федерации выплат страхового обеспечения в пользу застрахованных лиц на национальные платежные инструменты (платежные карты «Мир»). На сегодняшний день определено 33 Управления Федерального казначейства по субъектам РФ, в числе которых и наше Управление.

Подготовил Дмитрий Сильнов