В прошлом номере «НГС» была опубликована статья «Порабощение через секту». Материал вызвал отклик у наших читателей. Многие из них просили выяснить позицию священнослужителей по данной проблеме. Сегодня мы беседуем с иподиаконом Русской Православной Церкви Симбирской и Мелекесской епархии, преподавателем религиоведения и философии Василием Дроновым.
– Василий Александрович, проблема сектантства всколыхнула наших читателей. Но дальнейший разговор будет вести трудно, если вы не поясните, что же такое секта.
– Слово «секта» произошло от латинского термина «секаре» – «отделяю часть». Впервые его употребил основатель германского протестантизма Мартин Лютер. Таким образом «секта» означает религиозную группу, которая противопоставляет себя традиционной культурообразующей религии. Это группа, которая полноту религиозного учения, глубину религиозного опыта подменяет его частью. Так, например, делают евангелисты: «Мы признаем только Писание, только Новый Завет, а остальное – человеческие фантазии, недостойные исследования». Секта отличается поверхностным отношением к священным религиозным текстам и предлагает своим последователям крайне примитивное толкование, основанное на собственных заблуждениях.
– Почему Православная Церковь России против сект, вы боитесь уменьшения числа прихожан?
– Дело не в борьбе с «конкурентами» за паству. Главная опасность сект – ложь. Сектанты врут, выдавая себя за истинных носителей религиозной традиции. А проповедь, основанная на лжи, – методика дьявола. Хочешь проповедовать свои религиозные взгляды – так хотя бы будь честен и не маскируйся под традиционных христиан или буддистов. Скажи: «Я проповедую свое понимание Библии». А не декларируй себя «истинной Христовой церковью».
– В чем особенность сектантского сознания?
– В христианстве понятие «блуд» означает не только блуд телесный, но блуд духовный. Если человек приступает к Церковным таинствам и одновременно верит и следует гороскопам – он уродует свою душу, впуская в нее суеверия. Дело не в «предательстве» Бога, а в глупом и нерассудительном отношении к собственному духовному и душевному здоровью. Сектантское сознание отличается негативным, «черно-белым» мировосприятием, ненавистью ко всем, кто вне их группы: «Только мы спасемся и обретем вечное блаженство, а остальные обречены на смерть». Отсюда – основа сектантских проповедей о скором конце света и попытках высчитать его точную дату. Сектантство – идеология запугивания, видение в мире только дурного. Например, разбился где-то самолет, произошло землетрясение – признак конца света. А уж если пройдет материал о взяточничестве чиновников – точно признак Антихриста. Сектантство – это заявление о любви к человечеству, но ненависть к каждому конкретному человеку, который не верит в их «страшилки».
– Чем привлекательны учения сектантов для простых граждан?
Богословие сектантства – это обычно критика традиционных конфессий. То есть их святыня – это сбор ложного компромата на основные религии. Например, иеговисты создают некое свое представление о Православии, а потом ими же придуманное «православие» обличают и критикуют. Так, они говорят: «Имя Бога Иегова, а значит, православные язычники – поклоняются Христу праведнику, но не Богу». Но в Новом Завете (посл. Фесс. 2,16-17; 3,11) сказано однозначно, что Бог – Иисус Христос, и имя Христово – имя Бога. Более того, Иисус и означает Ие-шуа – Иегова с нами. Хотя иеговисты сами неправильно произносят имя Бога: «Иегова» – английский перевод с древнееврейского «Яхве»). Таким образом, именно простотой и примитивностью своих богословских доктрин сектантство привлекательно для людей. Часто человек стремится к простоте веры от собственной религиозной необразованности. «В церкви все сложно и непонятно – а у нас все ясно и однозначно: как написано, так и поступай» – таков обычно ответ сектантов на приглашение к серьезному богословскому диалогу.
– Что может дать секта, кроме простого толкования религии?
– Секта дает человеку самореализацию. Кто хочет быть управляемым – находит абсолютное послушание лидеру секты. Кто хочет найти общение – находит его с такими же ищущими людьми. Кто хочет делиться своим (пусть и скудным) духовным опытом, реализует себя как проповедник, который на улице приглашает людей на свои собрания. Кто хочет власти – получает возможность управлять теми, кто стремится быть «руководимым».
Самое опасное – когда человек собственные видения, духовные искания смешивает с элементами различных психологических методик и создает псевдонаучное и магическое учение. Такой становится основателем секты. Отсюда видно, почему человек остается в секте, защищает ее учение, считает себя не плененным ложью, а истинно спасенным. Он нашел, что искал. Всего себя отдал секте. А выйти из нее – значит, лишиться привычного общения, самореализации. В этом причина самоубийств некоторых бывших сектантов. Многие из них нуждаются в психотерапевтической помощи.
– Можно ли противостоять псевдорелигиям?
– Полагаю, чтобы противостоять сектантству, необходимо научить родителей разбираться в многообразии религиозного опыта. И, в первую очередь, изучать культурообразующую традиционную религию, к которой они сами и их дети принадлежат. Тогда сектантам будет труднее обманывать, выдавая себя за истинных христиан, мусульман и др. Ведь секты делают основной упор на привлечение молодежи – ищущей, целеустремленной и часто не получающей ясные ответы на свои вопросы у нас, взрослых. Родителям нужно исследовать, чему учат их детей в школах, встречаться и беседовать с педагогами. Более того, родители имеют право ознакомиться с учебными программами школьных педагогов и присутствовать на уроках. Самый эффективный способ противостоять сектам в школах – родительские собрания с приглашением специалистов–религиоведов и представителей той конфессии, от лица которой стремится действовать секта. Самим верующим традиционных конфессий нужно твердо отстаивать принципы своей веры в средствах массовой информации и общественных организациях. Обличать сектантскую ложь, которая паразитирует на нашем религиозном невежестве даже в области собственной веры.
Беседовала Наталья Марцымова