Пост опубликован в аккаунте Ассоциации архитекторов Ульяновской области в Живом Журнале.

Тема: об итогах как бы Градосовета

Неделю назад (26 октября) состоялся Совет по вопросам градостроительной и архитектурной деятельности при Губернаторе Ульяновской области. Это ещё не градосовет, так как официальный документ о создании Градосовета не подписан и состав Совета окончательно не сформирован.
Почему эта «мыльная опера» под названием «Создание Единого Градосовета» растянулась на годы при старой власти и уже на 3 месяца при новой власти, и продолжает тянуться дальше – общеизвестно.

На совещании рассматривалось 2 вопроса:
1. О создании Единого градостроительного Совета при Губернаторе УО
2. Рассмотрение проекта Концепции комплексного решения архитектурного облика проспекта Ульяновского в городе Ульяновске

По первому вопросу докладывал исполняющий обязанности Министра строительства и архитектуры УО – К.В.Алексич.
По второму вопросу – М.Е. Миронова – архитектор, руководитель проекта ООО «Ленавтосервис» (г.Санкт Петербург) – в режиме видеосвязи.

В проекте питерской фирмы предусмотрено много интересного: рисунок тротуарной плитки, лавочки, фонари, фонтаны, вывески и др. Всё это проиллюстрировано хорошей визуализацией и удачно подобранными картинками из интернета. Но профиль дороги не изменился, парковки остались на своём месте, неудобные подземные переходы не дополнились надземными, киоски сохранились, только перекочевали с тротуара на газон.
В проекте, на мой взгляд, при всех его достоинствах, не хватает главного – концептуальности – главной идеи преобразований.

Лет десять в каждом «урбанистическом углу», и Ульяновск не исключение, обсуждается вопрос приоритетов:
– на первом месте – интересы пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта;
– на втором – личный транспорт.
На эту тему опубликовано огромное количество материалов, прошли многочисленные форумы. Крупные города страны уже перешли к такой парадигме создания общественных пространств на практике.

Один из примеров – благоустройство Нового Арбата в Москве. Там баланс территории сильно изменён в пользу тротуаров, озеленения и площадок для отдыха.


Ничего подобного в проекте благоустройства Ульяновского проспекта нет.

А сделать это крайне необходимо: за последние годы Ульяновский проспект фактически превратился в базар Нового города. Кроме того, что здесь сосредоточены многочисленные предприятия торговли и общественного питания, рядом с ними, как грибы после дождя, выросли и продолжают расти бесчисленные киоски. К сожалению, эта территория, запланированная советскими градостроителями как линейный центр Нового города, эстетически деградировала.

Логика развития ПРОСПЕКТА как ЦЕНТРА одного из городских районов требует совершенно других подходов:

1. Связанность двух сторон проспекта. Много торговых точек – много передвижения людей с одной стороны на другую. При растущем пешеходном трафике для обеспечения безопасности и удобства требуется значительно больше регулируемых переходов и визуальное сужение проезжей части. От подземных переходов в такой ситуации отказываются как небезопасных и неудобных для МГН.

2. Существенное изменение баланса территории с уменьшением площади асфальта – лишних проездов. Парковочные места в заездных карманах, сохранившиеся в проекте, не дают сформировать полноценное общественное пространство. Необходима иная компоновка парковок.

3. Активация уличного фронта. Это о киосках. В Москве на практике малые бизнесы на центральных улицах стараются размещать по фронту застройки, открывая витрины, пристраивая летние кафе, заполняя разрывы в застройке. Для пешеходов это очень удобно и красиво. Для бизнеса это тоже полезно – расширяется тротуар, увеличивается количество пешеходов.
В обсуждаемом проекте, к сожалению, ничего подобного нет. Киоски предложено разместить длинными рядами прямо в зелёной зоне.

4. Создание пространства для активной социальной жизни (в старом городе есть Венец, а в Новом городе?). Переформатирование торговой улицы в общественное пространство одного из городских центров требует создания полноценного линейного парка (пешеходного променада) с ландшафтными композициями, с различными видами площадок для отдыха населения разного возраста и различных интересов.

ЛИНЕЙНЫЕ ПАРКИ – это протяженная структура озеленённого общественного пространства, являющаяся одновременно общественным пространством для отдыха, пешеходным маршрутом и центром притяжения.

https://tatlin.ru/articles/linejnye_parki_ot_parizha_do_seula

Что в ИТОГЕ?
Если проект не корректировать, то всё останется по-старому – закоулки из киосков, нагромождение машин, узкие тротуары и т.д. Ну разве что новыми будут плитка, бордюры, заборы и пр. атрибуты ремонта.
Для возвращения же статуса Ульяновского ПРОСПЕКТА как ЦЕНТРА Нового города – концепцию необходимо трансформировать.

Архитектор Олег Владимиров