Новые реформы в работе общественного транспорта Глава города Дмитрий Вавилин анонсировал на пресс-конференции, состоявшейся на этой неделе.
Сегодня ульяновцы регулярно сталкиваются с нарушениями со стороны перевозчиков. Частники нередко снимают машины с рейсов, не приезжают по графику, который согласован с администрацией города, не соблюдают санитарно-эпидемиологические требования. Проблема доступности пассажирских перевозок не теряет своей актуальности: какие-то маршруты дублируют друг друга, а где-то общественный транспорт не дождаться. Отрасль в ближайшие 3-5 лет ждут большие изменения.
В первую очередь внесут поправки в нормативную базу и скорректируют условия регулирования рынка. Теперь каждый перевозчик обязан будет подключаться к системе ГЛОНАСС, иначе придется платить штрафы. Также санкции применят и за нарушение графика движения, который был установлен Министерством транспорта.
Еще одно требование касается обязательного перехода всех перевозчиков на регулируемый тариф и на работу по государственному контракту. В этом случае администрация Ульяновска заключает договор с перевозчиком на оказание транспортной услуги, которую будет оплачивать из городской казны.
– Перевозчик полностью уходит от «наличной выручки»: мы оплачиваем ему его работу по каждому рейсу, а средства от проездной платы поступают уже в бюджет города, – пояснил Дмитрий Вавилин.
В этом случае перевозчик может не беспокоиться о выгодности и невыгодности своего рейса, ровно как и о количестве пассажиров в своем транспорте, ведь это больше не будет влиять на его прибыль.
Как сообщил Глава города, решение по поводу перехода на госконтракты принято окончательно. Первый этап перехода на такую систему начнется уже 1 апреля 2022 года. Первопроходцем станет городской электротранспорт, чьи маршруты будут выставлены на торги. С 1 июля 2022 года предлагается «расторговать» маршруты, обслуживаемые ПАТП-1, а маршруты частных перевозчиков – уже в 2023 г. Полностью закончить переход на работу транспорта по госконтрактам рассчитывают в 2024 году.
– Правда, нужно понимать, что механизм госконтрактов несет очень большие риски. Если учитывать все условия, выдвинутые перевозчиками, нагрузка на бюджет здорово вырастет, поскольку у нас будут оплачиваться все маршруты. Поэтому очень важно установление общей цены. Здесь нужно будет найти «золотую середину» между возможностями бюджета и пожеланиями перевозчиков, – прокомментировал Дмитрий Вавилин.
С переходом на работу по государственному контракту частных перевозчиков также ожидает и переход на регулируемый тариф. Чтобы перейти на такую систему работы, которая не позволит устанавливать им в одностороннем порядке цены на проезд, все маршруты придется «переторговать». Процесс этот длительный, изначально нужно будет предупредить перевозчика об этом за 180 дней до перехода, а затем выставить его маршрут на торги. Определяться новый перевозчик будет уже на конкурсной основе.
– Ожидания перевозчиков от предстоящих реформ негативные. Они опасаются за свое будущее, и это справедливо. По опыту других регионов не исключаем, что на наших условиях к работе на городских улицах могут приступить и иные, более сильные перевозчики из других регионов, потому что мы не имеем права при конкурсных процедурах ограничивать конкуренцию и предоставлять возможность победить только ульяновским компаниям, – прокомментировал Дмитрий Вавилин.
В настоящее время лишь шесть перевозчиков из 22, что действуют на территории муниципалитета, отвечают требованиям по наличию автопарка, медицинского кабинета для водителей, пункта ремонта автотранспорта и так далее. Горадминистрация уверена: конкуренция поспособствует улучшению качества перевозок.
Цены на проезд в общественном транспорте будут устанавливаться исходя из доходов населения. Если и будут повышаться, то в соответствии с инфляцией. Если установленный тариф будет не выгоден перевозчику, город выплатит ему компенсацию. Сегодня, к примеру, таким образом муниципалитет уже возмещает убытки МУП «Ульяновскэлектротранс», поскольку себестоимость проезда на одного человека составляет 30 рублей, хотя цена билета значительно ниже.
– В течение первых кварталов будущего года мы объявим торги по первым семи маршрутам, которые будут переведены на регулируемый тариф. Это будут официальные маршруты, в которых сложился самый большой пассажиропоток. Затем уже, в течение полутора лет, мы перейдем на регулируемый тариф. Завершить процедуру полностью планируем до 1 июля 2023 года, – прокомментировал Глава города.
Еще одно крупное изменение ожидает маршрутную сеть.
– На сегодняшний день перед нами стоит задача по сокращению дублирующих друг друга маршрутных сетей. Их коэффициент в Ульяновске составляет 4,5 при нормативе в 1,2 и 1,4. Это сказывается на всей маршрутной сети (ухудшаются экономическая составляющая маршрута и показатели качества перевозки), а также на времени работы, частоте рейсов, – рассказал заместитель начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта горадминистрации Геннадий Шакиров.
Принципиальная позиция властей: ожидание автобуса не должно превышать 15 минут, а в часы пик – 10 минут. Для жителей многоквартирных домов максимальное расстояние от дома до остановки не должно превышать 500 метров, для жителей индивидуального частного сектора – не больше одного километра.
Кроме того, власти намерены сосредоточить силы на обновлении подвижного состава. В будущем планируется перейти от автобусов малого класса на транспорт средней и большой вместимости. Будет проводиться обновление электротранспорта, модернизация трамвайных путей, контактных сетей троллейбусного сообщения и остановочных павильонов.