Народный артист РФ Валерий Баринов стал одним из гостей Ульяновска на фестивале кино и телепрограмм имени Валентины Леонтьевой «От всей души». Он представил публике первый фильм Вячеслава Златопольского «Дом ветра» с Полиной Кутеповой в главной роли и поговорил со зрителями «обо всем».
Фильм – о женщине, потерявшей сына и захотевшей вырастить одинокого, зараженного СПИДом мальчика, доживающего последние дни; об отчаянных поступках, совершенных ею ради полупрозрачного от болезни мальчонки; о вере и надежде. Баринов исполнил роль главврача детской больницы, «списавшего» мальчишку как умершего, чтобы Таисия (Полина Кутепова) могла уехать с ним из города. Эта кинолента уже получила немало наград на разных кинофестивалях, и хотя она получила и множество негативных отзывов, Баринов готов отстаивать ее «с пеной у рта».
– Это доброе кино, и оно вызывает теплые чувства. А для меня определяющее в том, что я делаю, это то, о чем сказал Пушкин: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». И если в ком-то после просмотра фильма прибавится добра, то я выполнил свою задачу.
По словам Валерия Александровича, он счастливый актер. Всегда работал много – и в театре, и в кино, а с возрастом стал работать еще больше. Недавно о нем написали: «Как удачно стареет Баринов». Чаще предлагают отрицательных персонажей, и актер сразу предупреждает авторов постановки: «За плохих я беру дороже!».
– Но в «хороших» и «плохих» людей я не верю: считаю, что в каждом намешано все. Просто в одной и той же ситуации люди поступают по-разному. И когда я играю «плохих» героев, выплескиваю из себя все, что обычно тщательно скрываю глубоко в себе. Бывало, что в дни, когда я играл в «Скрипке Ротшильда» по Чехову, вообще ничем не занимался, только копил в себе злость на всех, чтобы вечером бушевать на сцене. Актеры часто говорят, что не смотрят фильмы со своим участием. Баринов не скрывает, что для него большое удовольствие смотреть свои фильмы в кинотеатре или по телевизору, зная, что вместе с ним это кино смотрят миллионы.
– Люблю, чтобы после просмотра мне позвонили и мы бы о фильме поговорили. А театр – это вообще чудо. Счастье артиста, когда зритель во время спектакля «умирает», когда зал дышит с тобой в одном ритме. Помню, в Малый театр на «Коварство и любовь» возили автобусы со школьниками из соседних городов. Они, воспитанные на сериалах и хеппиэндах, никогда не слышавшие о Шиллере, сначала вели себя совершенно некультурно, а потом вдруг начинали что-то понимать и оказывались «пойманными»… Выходишь на поклон и видишь зареванные лица, и эти дети аплодируют и свистят – они не умеют кричать «браво!». Когда я прихожу домой, дочь спрашивает: «Как прошло?». Я говорю: «Опять освистали!». Она понимает: был успех… И хотя сейчас за год работы в ТЮЗе у режиссера Камы Гинкаса и получаю зарплату как за полтора дня съемок в фильме, без работы в театре я жить не могу.
Для Баринова тот режиссер хорош, который может поставить невыполнимую задачу: – Это делает меня счастливым. Для того, чтобы совершить невозможное, я выворачиваюсь наизнанку. Когда ты пытаешься выбраться из такого тупика, очень многое открывается в твоем инструменте, то есть в самом тебе. Эту мысль – о том, что инструментом актера является сам актер, я услышал от великолепного артиста Олега Борисова. «Ты – инструмент, и ты должен уважать и беречь себя, тогда будешь индивидуальностью и тебя будут уважать другие!». Я это запомнил навсегда, тем более что я, как человек деревенский, к своей работе отношусь как к рабочей профессии, токаря или слесаря. Я все обязательно должен сделать хорошо.
Конечно, на фестивале, посвященном программам для семейного просмотра, не раз поднимался вопрос о потоке негатива с телеэкранов. Стоит ли ждать перемен в связи с назначением нового министра культуры и приходом молодой команды, возможно ли влияние авторитетных артистов на политику?
– К счастью, люди очень быстро научились «закрываться» от этого негатива – поставят ноги в тазик с горячей водой и с внутренней отстраненностью комментируют: «Так, этого убили, сейчас еще и того убьют». Бороться с этим надо, но этот процесс очень сложный.
Защита должна быть внутри нас, и это задача образования, потому что защитить от мусора может только внутренняя культура. Люди должны знать, что бандит и проститутка не могут быть уважаемыми людьми. Я, например, очень консервативен и выступаю против мата на театральной сцене и в кино, хотя сам вырос в бандитском районе и так ругаюсь – о!
Но на публике мат недопустим, потому что это начало вседозволенности. И бороться с такими вещами надо. Например, Киркорова, устроившего шоу из таинства крещения, я бы вообще отлучил от церкви. А после того, как девочки выступили в храме Христа Спасителя, я бы на месте церковников открыл двери всех храмов и спросил: «Кто еще хочет станцевать у алтаря?». Им стало бы стыдно. Законы церкви таковы, что без покаяния она не может простить этих девочек. А я простил бы их, потому что не приемлю лозунг «Добро должно быть с кулаками». Добро должно быть добром.
Анна Школьная