«NEBOLSHOY театр» открывает новый театральный сезон уже сегодня, 3 октября. Его директор и главный режиссер, заслуженный артист России Эдуард Терехов подводит итоги минувшему и делится планами на будущее.
– Эдуард Аркадьевич, как творческое настроение?
– Жутко рабочее! У нас такой сумасшедший ритм, что отдохнуть некогда. Лучше износиться, чем заржаветь. Работаем «в хлам»: не успели отдышаться после поездки на фестиваль «Золотая репка» в Самаре, как отправились на небольшие гастроли в Димитровград. Как только ребята с них вернутся, будет работа над новым спектаклем, затем – снова поездка еще на один фестиваль. Но – обо всем по порядку.
– Начнем с всероссийского фестиваля «Золотая репка» в Самаре. Как, кстати, Вас встретил родной город, ведь Вы много лет работали там в театре «СамАрт»?
– Даже и не знаю, насколько Самара теперь мне родная… Чувствую, что приезжаю туда в гости. Шутка ли, в Ульяновске я уже пятый год. Возвращаясь к фестивалю, должен сказать, что в этом году он был очень сильным. Приехали ТЮЗ из Москвы под руководством Яновской, Российский академический молодежный театр, театр-фестиваль «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга, ТЮЗы из Саратова, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Омска. Зарубежье было представлено французским театром «Velo» и театром из Софии «Кредо». Плюс, конечно же, – самарский «СамАрт». Лестно было оказаться в этой компании. Дело в том, что на фестиваль отбирали жестко, поскольку появился крен в сторону молодой режиссуры. А определить, когда заканчивается возраст молодого режиссера и начинается возраст зрелого, – достаточно трудно. Но на наш спектакль «Преступление, помощь на дому, наказание, деньги, убийство пенсионерки» обратили внимание, и мы на фестиваль прошли. Должен напомнить, что на «Золотой репке» нет конкурса, это фестиваль-лаборатория. Здесь много обсуждений, семинаров, мастер-классов. Проходила международная конференция «Театр, посредник, зритель», поднимающая проблемы организаторов театрального производства и театральных педагогов. Были специалисты из Германии и Англии. Думаю, еще неизвестно, кто кого больше может научить. Иностранцы показывали избитые приемы. Мне представляется, что российский театр продвинулся дальше. Мы сами могли бы преподать мастер-классы немцам и англичанам – и в плане работы со зрителем, и в плане поиска новых форм. Проходила еще одна любопытная конференция по молодежной режиссуре и драматургии. Тут есть вещи продвинутые и такие, которые трудно принять.
– Какие тенденции Вы отметили для себя в этой «новой волне» режиссуры и драматургии? Крен идет в сторону авангарда?
– Наблюдается отсутствие драматургии как таковой, отсутствие действенной линии. Это скорее беллетристика, рефлексия по поводу чего-либо. Между тем, драматургия, прежде всего, – действенный ряд. На этом зиждется школа Станиславского. А вот в режиссуре обобщать трудно, поскольку каждый молодой режиссер-отдельная история, особый разговор. Мне понравилась работа Дмитрия Егорова, режиссера и драматурга из Санкт-Петербурга. Он много ставит по России и пишет под псевдонимом Данилы Привалова. Зрители знают его нашумевшую пьесу «Пять двадцать пять». Были другие молодые ребята, но они, мне кажется, грешат инфантилизмом. От них хотелось увидеть неожиданные решения, ходы, а были достаточно избитые вещи.
– Удалось ли найти на фестивале новую пьесу, нового автора?
– Познакомился с Анной Богачевой из Екатеринбурга. Сейчас в театрах России с успехом идет ее пьеса «Чемоданное настроение». В свое время мне приглянулась одна из ее работ. Приятно было, когда в числе тех, кто подошел к нам после нашего спектакля со словами благодарности, оказалась и эта девушка. Мы начали с ней новый виток сотрудничества. Еще состоялось знакомство с драматургом из Москвы Ниной Богушевской. Я предложил ей один эксперимент, на который она согласилась. Посмотрим, что из этого получится. Не исключено, что наш театр станет участником большого международного проекта «Современная германская драматургия на российской сцене», который поддерживает «Гете-центр». На нашем спектакле побывали представители французского театра «Velo», который работает для маленьких детей. Труппа из двух-трех актеров дает спектакли без слов с использованием кукол. Французам понравилось то, что мы показали, и они предложили сотрудничество, пригласили нас во Францию и обещали приехать к нам сами. Теперь думаем, как это все реализовать. К нашему диалогу подключилась атташе по культурно-образовательным связям посольства Франции в Москве Натали Товен. Она сказала, что ей интересен ульяновский регион. Возможный совместный проект поддержала начальник Департамента по культуре и архивному делу Ульяновской области Татьяна Ившина. – А как оценили на фестивале работу «NEBOLSHOGO»?
– Наш спектакль «Преступление…» вызвал много споров и горячих дискуссий.
– Так же, как в Ульяновске? Летом после премьеры некоторые взрослые зрители бурно возмущались увиденным и услышанным, а молодежь была в восторге.
– Сия участь не миновала и профессионалов. Кто-то из маститых на фестивале высказался против того, что мы делаем, кто-то – за. Но опять же большинство наших сторонников было среди молодых – зрителей, режиссеров и драматургов. Однако до истины мы так и не докопались. Мне самому очень любопытен парадокс: почему спектакль оказался остро и точно «заточен» под молодежь. Вероятно, это заслуга автора, который сумел так поставить проблему одиночества и разобщенности людей в современном мире, их разделенности по национальным и социальным признакам, жажды денег, убивающей все человеческое в человеке.
– Помню, что на этот спектакль в Ульяновске кто-то из возмущенных зрителей даже нажаловался в Департамент культуры…
– Было такое. Но проявилась и другая сторона. У спектакля спонтанно и неожиданно для нас самих возник свой фан-клуб. Было слишком много одних и тех же лиц на обсуждениях, которые мы обычно устраивали после представлений. По сути дела, это эпохальная для нашего театра постановка. Она вызвала волну интереса к театру, привлекла к нам новых зрителей. И это говорит о том, что язык наш не нафталиновый, и разговариваем мы с аудиторией честно.
– Что еще ждет нас в этом сезоне?
– Мы продолжаем считать своим зрителем семью от мала до велика. Каждая категория нам дорога. Будем решать проблему дефицита спектаклей для детей. Надеемся привлечь внимание взрослых яркой комедией с хорошим юмором. Не будет забыта классика. Поставив Чехова, мечтаем теперь о Шекспире. Обилие драматургического материала сейчас велико, и хочется поставить больше полагающихся нам четырех спектаклей в сезон. Еще не хватает свежего театрального воздуха. За ним меньше чем через месяц мы отправимся в Рязань на фестиваль «На пороге юности». Повезем «Преступление…» и «Чехов. С любовью…». Наберемся новых впечатлений, завяжем новые контакты. Еще не надоело шевелиться, хотим расти дальше…
Ирина Морозова