В течение нескольких дней изучал в Государственном архиве новейшей истории материалы, связанные с генеральным планом Ульяновска 1946 года. Они представлены в архиве очень широко: все постановления – от горисполкома до Совета Министров с приложениями; пояснительная записка к генплану, чертежи, фотодокументы и т.д. Занимался, вообще-то, не для публикации – таковых было уже несколько, а из личного интереса. И все же решил вернуться к теме на странице группы. Предыдущие материалы были довольно отрывочны и в значительной степени вторичны – основаны на том исходном массиве, до которого добрался только теперь. Так что будем считать эти заметки итоговым обобщением. Да и фотодокументы из фондов ГАНИ, некоторые из которых представлены в подборке, очень интересны. Использовано также несколько статей «Ульяновской правды» за 1947-1948 гг.
Генплан был рассчитан на период до 1960 года, но следует иметь в виду, что все описанное ниже – его исходный вариант, претерпевший затем большие изменения. Сказался пресловутый финансовый вопрос (так, вскоре отказались от строительства грандиозного Дворца Ленина); вносились коррективы в связи с созданием водохранилища, появлением новых предприятий и т.д. Здесь идет речь о том, каким виделся будущий Ульяновск сразу после утверждения генерального плана. Не стал приводить и обзор реализованной части – каждый может сделать это сам.
***
Генеральный план г.Ульяновска, разработанный институтом «Ленгипрогор» (руководители проекта В.А.Гайкович, Н.В.Кашкадамова) утвержден постановлением СМ РСФСР № 619 от 19 сентября 1946 г. До этого проект Генплана и эскизный проект реконструкции центра города были рассмотрены и утверждены ульяновскими горисполкомом и облисполкомом (6 мая 1945 г.).
План составлялся на 10-15 лет, с учетом развития промышленности и роста численности населения до 275 тыс. чел. Расширение города: в северном направлении – до района сланцевых разработок, в западном – от поймы Свияги по направлению Московского шоссе, к югу – вдоль Волги. Предусматривалось увеличение территории застройки с 3800 до 7250 га, в т.ч. площади жилых кварталов и зеленых насаждений – с 1450 до 3500 га.
В Засвияжском районе размещается группа машиностроительных заводов во главе с автомобильным; возникают северный промышленный район – на базе сланцевых разработок вдоль тракта Нариманова; Винновский промышленный район, включающий УЗМД и группу пищевых предприятий.
Особое внимание уделялось реконструкции центра города. Авторы проекта отмечали: «Расположение города на высоком берегу заключает много возможностей для создания полноценной объемно-пространственной композиции города. Старый Симбирск в значительной степени удовлетворял этому требованию, но с разборкой основной объемной и высотной доминанты – соборной церкви – его силуэт потерял выразительность, и застройка приобрела плоскостной характер. …Стояла задача, с одной стороны – отразить в композиции города его историческое значение, как родины В.И.Ленина, а с другой – вернуть силуэту города утраченную выразительность».
Важное место в решении этих задач занимало формирование центральной городской площади, посвященной памяти В.И.Ленина. Площадь задумана как общегородской центр. Со стороны Волги она оформляется каменными террасами с лестницами, сквером вокруг памятника и подчеркивается двумя высотными рострами или колоннами на кромке откоса. На другой стороне площади проектируется Дом Советов. Главное место займет Дворец Ленина – основная объемная доминанта городского плана. Дворец включает группу помещений музейного, библиотечного и т.п. порядка, объединенных памятным залом Ленина – круглым в плане и перекрытым куполом высотой до 45 м. Видное издалека, это здание будет определять общий силуэт города.
От площади Ленина берет начало главная городская магистраль. Она идет по трассе улиц Кузнецова и Горького (Минаева) и связывает центр города с индустриальным Засвияжским районом. Магистраль завершается площадью Сталина близ автозавода. «По главной магистрали, через мост на Свияге (таких мостов висит над рекой пять) турист минует раскинувшийся на засвияжских поймах Центральный парк культуры и отдыха и попадет на площадь имени Сталина» (4). Магистраль проходит по Засвияжью и через путепровод выходит в центр Винновского района.
Постановление СМ РСФСР намечало: «сохранить сложившийся центр города, предусмотрев его развитие в границах между ул.Гончарова и набережной…». Предусматривалась частичная реконструкция ул.Горького (Минаева), Советской, Радищева, Пищевиков (Гагарина) и др. с расширением до 35-40 м.; реконструкция спусков С.Разина и С.Перовской; создание Волжской набережной – бульвара, с удлинением Венца до Пролетарской площади (б-р Пластова) и организацией спусков к Волге. Выходы к набережной подчеркиваются созданием небольших площадей, открытых к Волге, с общественными зданиями и скульптурами.
А это из решения ульяновского горисполкома: «Учитывая предполагаемую реставрацию улицы Ленина…, переработать проектное решение, сохранив старую сеть улиц и существующую застройку. …Сохранить без изменений улицу Ульянова [быв. Стрелецкую] и организовать впереди бывшего монастыря открытый сквер…».
Развитие Засвияжского района планировалось вдоль Московского шоссе. Основные центры района увязываются с промплощадками, главной из которых является автозавод, и системой парков и бульваров вдоль поймы Свияги. Центр Винновского района отнесен от Сызранского шоссе на возвышенную часть волжской горы и ориентирован в сторону Волги. Вдоль кромки откоса проектируется широкий бульвар, связанный системой поперечных бульваров с внутрирайонными садами и скверами. Заволжская часть Ульяновска в генплан 1946 года не вошла. Постановление СМ РСФСР предписывало Управлению по делам архитектуры и «Ленгипрогору» до 1 июля 1947 г. разработать схему регулирования застройки Володарского (Заволжского) района.
По характеру застройки территория города делится на три зоны: 3-4-этажная – 25% от населения города; 2-этажная – 50%; одноэтажная – 25%. 3-4-этажная застройка располагается, главным образом, в районах существующей капитальной застройки центра города и наиболее приближенных к центру частях Засвияжского и Винновского районов. Такой застройкой, с включением 5-этажных зданий, оформляются все основные магистрали, из которых наиболее парадно отстраивается ул.Горького (Минаева). Кварталы между этими магистралями застраиваются 2-этажными домами, а окраины – одноэтажными. По такому же принципу проектируется застройка всех районов.
Огромное внимание в генплане уделено озеленению города. Самый большой зеленый массив – Центральный парк культуры и отдыха с водной станцией, стадионом, ипподромом и другими спортивными сооружениями в пойме Свияги. Второй по значению парк проектируется на базе Винновской рощи. Парк им.Свердлова расширяется и реконструируется. Старый и Новый Венцы объединяются с парком Свердлова и бульварами улицы Гончарова и Пролетарской площади. Это зеленое кольцо опояшет весь центр города. Приводятся в порядок и реконструируются Карамзинский и Колючий сады. Волжский склон на ширину Венца до железной дороги озеленяется и превращается в парк с лестницами, пандусами и павильонами, представляя собой грандиозный стилобат, подпирающий городские постройки. Все зеленые массивы соединены бульварами и скверами, образуя систему, опирающуюся на озелененный склон Волги.
Зеленые зоны создаются в бывшем Соловьевом овраге и овраге р.Симбирки. Последний станет районным парком. «Само понятие овраг можно [будет] услышать только от старожилов. Это не овраг, а зеленая долина со стадионами, спортивными площадками, лестницами, пандусами и легкими павильонами. Условное понятие «овраг» сохранится и за Соловьевым оврагом. От него на севере будет начинаться третье зеленое кольцо…» (4).
Большая протяженность города и особенности размещения предприятий вызвали необходимость строительства трамвая, который должен стать основным видом массового транспорта. 1-ая очередь (11 км) соединит Север с Засвияжьем и станцией Ульяновск-1 через центр города. 2-ая очередь предполагает доведение протяженности маршрутов до 100 км. Сеть городских автобусных линий составит 47 км, при этом автобус будет иметь вспомогательное значение: связь с портом, соединение периферийных районов, обслуживание промплощадок. Для прокладки трамвайных путей и связи районов запроектированы сооружения 1-ой очереди – дамба с мостом через Свиягу и путепровод из центра города в Винновский район.
Берег Волги предполагалось соединить с городом фуникулером, проходящим по Пролетарскому спуску. Постановление СМ РСФСР предписывало «…решить до 1 июля 1947 г. вопрос о возможности строительства вертикального транспорта, соединяющего Волжские пристани с городом».
Больным вопросом для города являлась связь с левым берегом, куда ежедневно ехали работники завода им.Володарского. Авторы проекта отмечали, что в отсутствии автомобильного моста связь осуществляется лишь железнодорожным транспортом. Ежедневные перевозки составляют 5000 чел, в час пик – до 2000 чел. Главная проблема – связь города со станцией отправления Ульяновск-2. Пассажиры спускаются (поднимаются) по лестницам обрыва на высоту более 60 м. После пуска трамвая до станции Ульяновск-1 пассажирам будет удобнее отправляться за Волгу оттуда, с остановкой на станции Ульяновск-2.
Основным недостатком схемы Ульяновского железнодорожного узла являлось тупиковое расположение станции Ульяновск-1. Эту проблему предполагалось решить превращением станции в сквозную – путем соединения ее с Казанской линией специальной веткой, пересекающей улицу Горького (Минаева) и проходящей по мосту через Свиягу. Одновременно предусматривалось развитие станции Киндяковка.
Проектанты отмечали, что в Ульяновске отсутствует аэропорт, есть только бывший аэродром Осоавиахима с деревянным ангаром и временными мастерскими. С продвижением города на запад он оказывается в черте застройки. Устройство аэродрома намечалось вдоль Московского шоссе, за пределами проектируемой застройки.
Намечалась «реконструкция речного порта и строительство монументального берегового вокзала». «…Многие помнят, что здесь, на пристани, …стоял только скромный деревянный вокзал. Теперь на его месте – трехэтажный красавец, последнее слово строительной техники и архитектуры. Людской поток уносят в город автобусы и фуникулер…» (4). При этом отмечалось, что природные условия – отсутствие удобных по рельефу участков, оползневые явления, колебания уровня воды и т.п. – неблагоприятны для размещения пристаней. Рассматривалось три варианта строительства порта: на существующем тогда месте – выше моста; на левом берегу – в районе Нижней Часовни и в районе протоки Чувич. Но с постройкой Куйбышевской плотины все эти участки будут затоплены. Авторы указывали, что возможно создание большого благоустроенного порта-убежища в юго-восточной части города, между Винновской рощей и железнодорожным мостом.
План предусматривал систему противооползневых мероприятий, включающих сбор поверхностных и перехват грунтовых вод; значительный объем берегоукрепительных работ, оврагоукрепление и т.д. Подчеркивалось, что с созданием Куйбышевского водохранилища проблема оползневых явлений значительно обострится. Подъем уровня Волги на 20 метров повлечет возникновение целого ряда новых факторов, требующих специального изучения. В планировочном аспекте эта проблема выразилась в исключении застройки ближе, чем на 100-200 м. от существующей бровки коренного берега.
Благоустройство оврага р.Симбирки включало завершение прокладки коллектора, перекрытие лотка бетонным сводом, засыпку дна оврага слоем 3 м., и, как итог, создание на месте оврага благоустроенного парка и стадиона. В Соловьевом овраге и других оврагах Свияжского и Волжского склонов – укрепление и озеленение откосов.
Генплан предполагал полную реконструкцию водопроводной и канализационной систем. Рассматривалось две схемы водоснабжения: с забором воды из Волги и Свияги. При этом отмечалось, что окончательный выбор возможно сделать лишь после завершения строительства Куйбышевского гидроузла и проведения изыскательских работ по обоим источникам.
В вопросе энергоснабжения города ближайшие перспективы связывались с введением в строй ТЭЦ автозавода (1947). В дальнейшем проектировалось расширение и реконструкция городской электростанции, а также строительство электростанции на горючих сланцах – вблизи сланцевых рудников.
Главный архитектор города Е.И.Голенко (2, 4) отмечал, что ульяновский горисполком, получив утвержденный СМ РСФСР генплан, уже приступил к его осуществлению. Ведутся работы по строительству автозавода и его жилого поселка; скоро начнется строительство поселка УЗМД. В ближайшем будущем предполагается начать возведение 4-этажного здания учебного корпуса пединститута между улицами Труда и Гимова; 3-этажного жилого дома автозавода на углу улицы Гончарова и Пролетарской площади и других значительных сооружений. Расширен и реконструирован парк имени Свердлова (1947). В нем установлен монументальный вход с парадной лестницей, металлическое ограждение. Осуществляются проекты планировки бульваров Новый Венец, улицы Гончарова, Пролетарской площади, садов и скверов с установкой чугунных оград (1948, по проекту Е.И.Голенко).
«…Архитектор отходит от карты.
– Это, может быть, и не все. Но всего и не перескажешь…
Таким станет Ульяновск… Какое большое счастье – жить и строить этот Ульяновск, строить, отдавая делу всю страстность и энергию» (4).
Источники:
1. ГАНИ УО, Ф.8, оп.4, д.258. (документы к генеральному плану г.Ульяновска, 1946);
2. ГАНИ УО, Ф.5968, оп.2, д.19 (проект Дома Советов, 1949);
3. Е.И.Голенко, главный архитектор города: «Такой будет родина Ленина. Генеральный план реконструкции Ульянововска» («Ульяновская правда» от 11 марта 1947 г.)
4. Н.Костров: «По улицам Большого Ульяновска» («Ульяновская правда» от 11 марта 1947 г.)
5. Е.И.Голенко: «Завтрашнее нашего города» («Ульяновская правда» от 7 сентября 1948 г.)
Генплан Ульяновска, «Ленгипрогор», 1946 г.
Перспективный вид центральной части города.
ГАНИ УО. Ф.8, оп.4, д.258, л.5.
Генплан Ульяновска, «Ленгипрогор», 1946 г.
План центральной части города.
ГАНИ УО. Ф.8, оп.4, д.258, л.39.
Генплан Ульяновска, «Ленгипрогор», 1946 г.
Перспективный вид площади Ленина с Дворцом Ленина (справа) и Домом Советов.
ГАНИ УО. Ф.8, оп.4, д.258, л.40.
Генплан Ульяновска, «Ленгипрогор», 1946 г.
Площадь Ленина:
1) Северная сторона. Дворец Ленина.
2) Южная сторона.
3) Западная сторона. Дом Советов и Дворец Ленина (разрез).
ГАНИ УО. Ф.8, оп.4, д.258, л.41.
Проект Дома Советов в Ульяновске, «Госинжгорпроект», 1949.
Перспективный вид.
ГАНИ УО. Ф. 5968, оп.2, д.19, л.1.
Проект Дома Советов в Ульяновске, «Госинжгорпроект», 1949.
Главный фасад.
ГАНИ УО. Ф. 5968, оп.2, д.19, л.2.
Проект Дома Советов в Ульяновске, «Госинжгорпроект», 1949.
Боковой (южный) фасад.
ГАНИ УО. Ф. 5968, оп.2, д.19, л.3.
Проект Дома Советов в Ульяновске, «Госинжгорпроект», 1949.
Генплан площади Ленина.
ГАНИ УО. Ф. 5968, оп.2, д.19, л.11.
Проект Ульяновского автомобильного завода. Трест Промстройпроект, 1947 г.
Общая перспектива.
ГАНИ УО. Ф.8, оп.4, д.258 (приложение).
Проект планировки Засвияжского района г.Ульяновска.
Журнал «Архитектура СССР», 1955, №1.
Я не робот
Ну да вот смотришь на планы 1946 года, и одновременно и грустно от того, что ничего не построили, и радостно, оттого, что хоть советы оставили часть исторического центр.
С другой стороны после всех этих картинок люто не понимаешь, как они столько заводов оставили в центре
Виталий
А что тут удивляться когда после войны улица Карла Маркса от низа и до самого верха была просто посыпана щебенкой и пыль стояла столбом. О чем тут говорить тогда надо было строить РЯДОМ С МЕСТОМ ПРОЖИВАНИЯ. ПОТОМУ что транспорта городского то не было. Надо чтобы была ПЕШАЯ ДОСЯГАЕМОСТЬ МЕСТА РАБОТЫ!!!!!!!!!!
Ветеран
Вы абсолютно правы! А статья очень интересная. Спасибо автору. К сожалению, очень мало комментарий. В настоящее время очень просто критиковать, что не сделали тогда! А сейчас что делается? Убивается последнее!!! Сегодня не надо забывать, что тогда был 1946год!!! Только прошёл один год после такой разрушительной войны!! Но и тогда АРХИТЕКТОРЫ составляли генплан на годы вперёд. А сейчас генплан подстраивается под денежный мешок! И никакой перспективы развития!
1
Ничего, скоро струнным транспортом соединят и пару дирижаблей пустят.
Виталий
Да мы ведь теперь уже и КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА И АВИАЦИОННАЯ СТОЛИЦА, нам теперь все по плечу и нам все ни почем!!!!!!