30 сентября исполняется 50 лет со дня приезда в Ульяновск первых «варягов», как их тогда называли, от архитектуры. Судьба распорядилась так, что именно они во многом и сформировали современный образ городской застройки. Речь идёт о таких легендарных именах, как Серафим Николаевич Титов и Валентин Николаевич Филимонов. К сожалению, Серафим Николаевич не дожил до своеобразного юбилея, а вот с Валентином Николаевичем нам удалось пообщаться и выяснить много интересного о временах, когда Ульяновск кардинально сменил облик центральных улиц.

Приехали, не надеясь остаться надолго

Сойдя с поезда, молодые архитекторы не получили от города особых впечатлений. Вообще, настрой был скорее именно «варяжный» – поработать пару лет и уехать. Но и Титов и Филимонов быстро втянулись в работу и пустили в Ульяновске настолько глубокие корни, что оказались навсегда вписаны в его современную историю. Первый проект, который достался Валентину Николаевичу в «Гражданпроекте», – реконструкция нижней части парка Свердлова. Тема, которую дал тогдашний главный инженер института – Медведев, увлекла. Филимонов распланировал парк, нарисовал беседку… Увы, но этот проект так и остался на бумаге. А вот следующая серьёзная работа уже получила широкую огласку. Речь о реконструкции кинотеатра «Рассвет».

«Аквариум» над Волгой

Работы по возведению кинотеатра были начаты ещё до Филимонова. Валентину Николаевичу проект достался на стадии готового фундамента и начатой кладки стен. Филимонов задумал здание в виде своеобразного стеклянного прямоугольника, проект прошёл согласование в обкоме, начались работы. Увы, но жизнь внесла свои коррективы в планы Филимонова. От «стеклянного футляра» удалось оставить лишь фасад, да и то в намеченные за 3 года до этого сроки уложиться не удалось. Естественно, что тут же нашлись желающие упрекнуть «понаехавших» в том, что кино откладывается. Это всерьёз задело Филимонова, и он решил дать решительный отпор «доброжелателям». И тут же втянулся в общественную и краеведческую жизнь города, в которой активно участвует в меру сил и возможностей до сих пор. Среди краеведческих публикаций Филимонова значительная часть посвящена 60-м – времени, когда шла наиболее активная перестройка Ульяновска.

«Завидую нынешним архитекторам»

– Валентин Николаевич, те годы наверняка давали уникальные возможности, ведь нигде в СССР одновременно не производилась столь масштабная в плане архитектуры реконструкция?
– Думаю, можно с Вами согласиться, но надо учесть, что тогда везде царил стандарт. Ничего не было – только плитка и силикатный кирпич.

Тем не менее, даже в таких условиях архитекторам удавалось создавать достойные объекты. И это, несмотря на ограниченность в плане номенклатуры стройматериалов, крайне малые возможности использования нестандартных элементов и т.д. Приходилось исходить из того, что было и это «что-то» как-то облагораживать. В этой связи Валентин Николаевич с горечью вспоминает один из самых известных своих объектов – Дом художника. «Стыдно признаться, но в основе – жилой дом», – говорит Филимонов. Деваться было попросту некуда – крупнопанельное домостроение и всеобщая стандартизация крайне ограничивали возможности творчества.

Ещё один пример Валентин Николаевич приводит в связи с плиткой. «То, что сейчас делают, нам и во сне не снилось», – говорит Филимонов про нынешнюю эпопею с укладкой плитки и облицовкой элементов площади 100-летия Ленина в гранит и приводит пример с площадкой у пристроя к Дому офицеров. Пристрой проектировал Валентин Николаевич, и среди прочего закладывал укладку на площадке между школой и Домом офицеров тротуарной плитки. «Очень хотелось», – с небольшой горечью говорит Филимонов. Увы, но желание разбилось о суровую реальность – выделили только асфальт, плитки не было в принципе.

«Сегодняшняя архитектура – театральная декорация»

«Сегодняшняя архитектура – театральная декорация», – говорит Валентин Николаевич. Нынешние архитекторы обладают гораздо большими возможностями – никаких ограничений, огромный выбор строительных материалов… Так почему же зачастую красоты не получается? На этот вопрос Валентин Николаевич прямого ответа не даёт – срабатывает, наверное, архитектурная солидарность. Но нам становится понятен ответ и без слов. Во времена, когда в Ульяновск прибыли Титов и Филимонов, на область было всего четыре архитектора. Причем объединенные в жесткую структуру «Гражданпроекта», которая попросту не позволяла выходить за определенные рамки. Сегодня архитекторов, работающих с нашей городской средой, десятки, и на них, по сути, не распространяются никакие серьезные ограничения. Творить можно без препятствий. Другое дело, что для многих творчество превращается лишь в ремесло по зарабатыванию денег на воплощении в жизнь любых идей заказчиков…

Мы уже не раз и не два писали про изменение облика и самоощущения города в связи с подготовкой к 100-летию Ленина и каждый раз подчеркивали, что город изменился кардинально, полностью. Изменились динамика улиц, ощущения от центра, структура улиц и кварталов… Плохо это или хорошо – вопрос личного отношения каждого. А вот то, что все эти изменения были сделаны в едином ключе, продуманно и осознанно, – несомненный факт. Да, мы получили во многом новый город, но город с цельным образом. А сегодня зачастую ни о какой цельности улицы или квартала не идёт и речи – мы видим именно декорацию – эклектичную, вырванную из общего стиля, оторванную от любых корней.

Центр – университет

В 1964 году началась активная подготовка к 100-летию Ленина. Среди прочего был объявлен и конкурс архитектурных проектов по переустройству центра Ульяновска. Речь шла об участке между улицами Гончарова, Красноармейская, Кузнецова и Венцом. В конкурсе приняли участие несколько групп ульяновских архитекторов, в работе одной из которых участвовал и Филимонов. Центром проекта Валентина Николаевича стало здание университета с высокой плоскостью, которая образовывала доминирующую высоту силуэта города со стороны Волги. Расположить здание планировалось в районе нынешнего ресторана “Колизей”.  «В те времена в архитектуре активно применялась живопись», – говорит Филимонов. Этот своеобразный тренд был использован и в проекте. Предполагалось, что стела университета будет полностью расписана. Дополнить образ центра города были призваны другие сооружения – музей и несколько общественных зданий. Но главным в проекте Филимонова было максимальное сохранение исторической застройки. Этому было уделено особое внимание – в отличие от других проектов предполагалось сохранить без изменений участок застройки до улицы Красноармейской. Тем самым проект обеспечивал определенную преемственность «поколений» городской архитектуры за счёт своеобразного контраста старого и нового.

Проект ульяновцев получил наравне с проектом москвичей вторую премию конкурса. С учётом того, что первую премию не вручили никому, это можно считать высочайшим достижением. Но к реконструкции исторического центра ульяновцев всё-таки не допустили. «Мы бы попросту не потянули. На всю область было всего четыре архитектора», – говорит Филимонов. Конечно, через некоторое время архитектурные кадры «Гражданпроекта» были значительно пополнены, но центром всё-таки занимались ленинградцы и москвичи. Ульяновцам досталась «периферия». Из наиболее ярких примеров – реконструкция улицы Минаева, проект которой разрабатывал Серафим Титов и реконструкция проспекта Нариманова, осуществленная под архитектурным руководством Филимонова. Интересно, что Валентин Николаевич настаивает на том, что улицу Минаева по законам жанра следует также именовать проспектом.

Судьба Ленинской премии зависела от ульяновцев

Как мы уже писали, группа архитекторов под руководством Мезенцева, которая осуществляла проектирование Ленинского Мемориала и мемориальной зоны, получила за свою работу Ленинскую премию. Этот факт широко известен, но мало кто знает, что судьба премии напрямую зависела от ульяновских архитекторов, в частности – от Филимонова. Вошедший в комиссию архитектор наотрез отказался подписывать заключение по архитектуре, пока не будут исправлены некоторые недостатки. При этом замечания Филимонова были принципиальными и относились к ключевым строениям комплекса. Во-первых, Валентин Николаевич прямо указывал на неточности в воспроизведении дома, где, как тогда считали, родился Ленин. Во-вторых, Филимонова категорически не устраивала «будка» над залом Ленинского Мемориала, предназначенная для технических нужд. Тут стоит отметить, что необходимым условием вручения Ленинской премии было полное отсутствие голосов «против». По словам Валентина Николаевича, по этой причине несколько дней его буквально осаждали «ответственные лица», упрашивая подписать заключение. Филимонов не сдался, и его замечания были приняты – от будки избавились. А вот история с домом, где якобы родился Ленин, получила дальнейшее продолжение, которое заслуживает отдельного рассказа. Но в итоге заключение всё-таки было подписано, и «группа Мезенцева» премию получила. Увы, но сам Борис Мезенцев до этого дня не дожил…

Ключевые точки

Не дожил до наших дней и Серафим Титов, скончавшийся в конце 70-х. Уже много лет Филимонов и товарищи легендарного архитектора продвигают идею создания если не памятника, то хотя бы мемориальной доски в честь Серафима Николаевича. Давным-давно выбрано и место – юго-западный угол Дома Техники на перекрестке улиц Минаева и Железной Дивизии. Мы уверены, что архитектурные проекты, реализованные Титовым и Филимоновым, уже вполне могут считаться историческими, а значит и имена архитекторов заслуживают увековечивания. Тем более что здания, спроектированные приехавшими в наш город в далеком 1961 году молодыми архитекторами, давно уже стали своеобразными ключевыми точками центра города. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно лишь кратко перечислить эти объекты: Дом техники, Дом художника, салон «Весна», «обкомовский дом», ипподром, высотки в центре города…

Конечно, в последние годы город активно перестраивается, создаются новые «точки притяжения», но всё-таки ещё долго созданные в «Гражданпроекте» объекты будут оставаться для города системообразующими. А значит, это не только наша история, но и наше настоящее.