«…Роль Минрегионразвития как органа, проводящего единую государственную политику в сфере ЖКХ, не заметна. Положения Жилищного кодекса в большинстве своем людям непонятны… Нормативные акты по расчету базовой стоимости коммунальных услуг, от которой должен рассчитываться тариф, отсутствуют, так же как нет ни одного нормативного документа, регулирующего деятельность частных управляющих компаний. Ответы министерства на многочисленные вопросы граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг сводятся к переписыванию статей Жилищного кодекса. В письмах, которые приходят во фракцию КПРФ от жителей разных регионов страны,… реформы ЖКХ оцениваются как очередная афера.
По оценкам экспертов рынка недвижимости, в ремонте нуждается более половины всего жилого фонда страны. Вводимое новое жильё компенсирует не более 5—6 процентов устаревшего жилого фонда. В период внедрения капиталистической экономики плановый ремонт не проводился, что привело к значительному износу жилого фонда и повышению его аварийности за последние 15 лет в 10—12 раз.
Практически ничего не изменилось и с принятием в срочном порядке закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ…
По официальной статистике, на сегодняшний день снесено 5% аварийного жилья… Эти показатели не отражают реального положения с аварийным фондом. Есть примеры, когда аварийные дома включались в перечень для переселения перед выборами, а затем исключались из списка аварийных… Качество капитального ремонта, да и вновь вводимого жилья никем не контролируется. Часто после капитального ремонта состояние домов становится хуже, чем до ремонта. По сообщению жителей посёлка Цемзавод Ульяновской области, в их доме был произведён ремонт крыши, хотя они и возражали против этого, а через два месяца три квартиры, находящиеся на верхнем этаже, оказались залитыми, после повторного ремонта — пять квартир.
Оформленные актами госприемки в эксплуатацию дома сдаются с большим количеством недоделок, а потом годами достраиваются, расходы же по их содержанию различными путями, включая шантаж, обязывают возмещать покупателей квартир… Подобных примеров можно привести много.
Усугубляет положение то, что, согласно указанному закону, включение в план ремонта из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ возможно лишь при условии соблюдения требований по процентному соотношению ТСЖ и частных управляющих компаний. Не достиг регион нормы — денег не видать. Поэтому в регионах в срочном порядке стали формировать ТСЖ и управляющие компании, причём нередко по инициативе администрации, без ведома жильцов домов. Возглавляют их, как правило, опять же работники администраций либо их люди. По заявлению руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Москве, в России около 95 процентов общих собраний жильцов по выбору компаний для управления многоквартирными домами сфальсифицировано.Бесконтрольность использования выделенных бюджетных средств на снос аварийного жилья и капитальный ремонт домов свидетельствует о том, что основная их часть разворовывается… Не случайно эту отрасль называют жилищно-криминальной. Отсутствие контроля привело к тому, что чиновниками местных органов власти создаются посреднические структуры по сбору платежей с населения, получающие до 3 % в виде агентского вознаграждения, и эти немалые средства вместо бюджета попадают в карман чиновников. При наличии таких средств нетрудно наладить теплые отношения и с правоохранительными органами, и с прокуратурой.
С подобным подходом к проведению в жизнь государственной политики в сфере ЖКХ решить проблему сноса аварийного жилья и поддержания в надлежащем состоянии жилых домов не удастся».