Седьмого февраля на сайте Ulpressa.ru появился ( со ссылкой на http://ulyanovsk.wordpress.com/) материал некоего Богдана под заголовком «Психопатология духовного захолустья. Часть 1. Полевой эксперимент».
http://ulpressa.ru/news/2009/02/07/article74082/Этот материал я прочел сразу, как он появился на сайте. И сразу он меня чем-то зацепил, только я не мог понять, чем именно. Какое-то неуловимое, как мне показалось, несоответствие было в нем, какая-то неправильность, подвох или подмена в сопоставлении двух текстов, взятых автором из разных мест. Точнее, даже не в сопоставлении, а в последних двух строках материала, в вопросе, заданном как бы раздумывающим автором: “Думаю Куртуазы всерьез считают себя патриотами. Непонятно только, почему пишут так, словно им диктует Мовлади Удугов?” Какую цель ставил перед собой автор? Разобраться? Но почему не стал этого делать, что называется, “здесь и сейчас”, а ограничился только этим вопросом? Значит, цель материала была иной? Какой?
Ответ на последний вопрос я нашел в одном из комментариев к тексту на том же сайте «Улпресса», перечитав его через пару дней. Вот, что, в частности, написал некто под ником «Да уж»: «…Ты, Куртуаз, от Удугова и вправду недалеко ушел. Надо же с таким “патриотизмом” ненавидеть Родину». Разве не такой реакции ожидал автор, ставя вопрос в такой плоскости и в такой связке с Удуговым, не ради создания ТАКОЙ реакции затевался сам материал? И не практическим ли продвижением в жизнь принципа «кто не с нами, тот против нас», так удобного сегодня и власти, и партии власти и ее молодой поросли в лице МГЕР был озабочен его автор, пожелавший остаться неизвестным?
Надо сказать, упомянутый в тексте и последовавших комментариях «Куртуаз» заметил попытку – нет, не подмены, не несоответствия, а, скорее, ошельмования! – сразу и среагировал на это соответственно, отметив, что способ сей далеко не нов. Автор (назвавшийся почему-то Богданом) слегка отыграл назад – дескать, он вовсе не хотел «запараллелить» «Куртуаза» с сепаратистами, хотя из текста (перечитайте поставленный в конце вопрос) видно, что сделано это было намеренно! Однако, слегка отступив (понимая, что явно перегнул в сравнении), автор сразу же возвращается на прежние позиции: «На мой взгляд, мир всякого радикала узок, как бойница. И в этом они похожи. По эмоциональному отклику, который вызываете, по решениям, которые предлагаете, по лидерам, которым симпатизируете. И кто может точно сказать, чего здесь больше: любви к Родине или оправдания этой любовью радикализма и своего права выносить приговор.»
На что «Куртуаз» ответил так: «Богдан ! Да нет с вами не согласен! Я, скорее всего, не радикал, а правдолюб и сторонник справедливости. Хотя это идеал . Сторонник движения и стремления к справедливости и соответствующего жизнеустройства. Я враг лицемерия и зомбирования, манипуляции сознанием людей. Вот кратко, как мог, изложил. Только не надо искать слабых мест. Я не идеалист, и все понимаю. Но … к идеалу надо стремиться. Пока же идем в обратную сторону…»
Признаюсь, мне ближе позиция «Куртуаза». А автор…
Чтобы не утонуть в рассуждениях, представим себе лучше вот такую картинку…
Перед нами семья: мать и сын. Мать – спившаяся беспутная баба, опускающаяся на глазах любящего сына. А сын – измучавшийся с матерью, но всем сердем любящий ее человек, доходящий до отчаяния в своих мольбах и просьбах к матери остановиться, взяться, наконец, за ум. И представьте семейную сцену, когда доведенный до нервного срыва сын, кричит в лицо матери: «Ты шлюха! Ты понимаешь, что ты шлюха!?» Ему больно и горько, сердце его рвется на части, но он кричит эти горькие слова правды, надеясь, что хоть их мать, наконец, услышит, и в их семье снова воцарится любовь и покой. Вы будете осуждать такого сына? И не поймете ли вы его, когда он с кулаками бросится на того, кто будет кричать его матери те же самые горькие слова, показывая на нее пальцем на улице? Поймете. Надеюсь, что поймете…
Теперь, зная об описанной ситуации, представьте, что кому-то постороннему при вас дали прослушать две магнитофонных записи: со словами сына и со словами, брошенными его матери на улице. Эмоциональная окраска – отрицательная, ассоциации от прослушивания – примерно одинаковые. Каков будет вывод слушавшего? В обоих случаях звучат оскорбления в адрес женщины, правильно? Его оценка услышанного и там, и там, однозначна: осуждение. Согласитесь вы с такой оценкой? Нет! Потому, что вы знаете, что мотивация, посыл были в обоих случаях далеко не одинаковыми: сын, в конечном счете, желал матери добра, хотел, чтобы она отрезвела, задумалась. А тот, кто показывал на женщину пальцем на улице, действительно оскорблял, унижал, издевался над ней. И лишь этот, последний достоин осуждения.
Теперь вернемся к авторскому материалу. Два текста с примерно равной, по мнению автора, эмоциональной окраской. И в том, и в другом – негатив о нашей действительности. Но сравнимы ли они, если один высказывается столь нелицеприятно как сын, желающий добра матери (Родине), а другие – с целью ударить побольнее ненавистного врага? Есть в этом разница? Есть, несомненно. И не думаю я, что автор ее не видел, не чувствовал. Видел. Чувствовал. Но предпочел «не заметить» – кто не с нами, тот против нас…
И это – страшно…
Митрич,
знаете,от чтения опусов того блога у меня сложилось впечатление попыток целенаправленного влияния неких, скажем, московских пиарщиков, недаром же такие заголовки «Психопатология духовного захолустья. Часть 1. Полевой эксперимент», на аудиторию Улпрессы.
Мне показался симптоматичным Ваш выбор некоторых фраз: "Точнее, даже не в сопоставлении, а в последних двух строках материала, в вопросе, заданном как бы раздумывающим автором: “Думаю Куртуазы всерьез считают себя патриотами. Непонятно только, почему пишут так, словно им диктует Мовлади Удугов?”
Не знаю почему, но по этому поводу вспомнился Лема Шахбулатов – основной политобозреватель габреляновских холдингов, идеолог всего этого дела, и… близкий знакомый Удугова. Когда-то проходила информация, что Удугов приглашал к себе Шахбулатова заместителем по пропаганде. Еще во времена первой чеченской.
Вот такие перпендикулярные параллели.
Эксперт
Насколько я понял из опуса:
Куртуаз – "любящий сын, измучавшийся с матерью", "всем сердем любящий ее человек, доходящий до отчаяния в своих мольбах".
А, Россия – "спившаяся беспутная баба, опускающаяся на глазах любящего сына".
Да, весна не загорами… "Крыши" потекли…
Георгий Кузнецов
Саш, а тебе не кажется, что в своем "опусе" (термин употреблен, без негативного смысла) ты все-таки "утонул в рассуждениях"? Ситуация типична для современной журналистики – что-то оригинальное сказать хочется, а не о чем…
Семенов
Жор, ты знаешь, я никогда не гнался за оригинальностью, за красотой словца. Писал, как думал. И, кстати, вовсе не рассчитывал увидеть свой материал здесь.
Считаешь, что утонул-таки я? И материал ни о чем?
Что ж, твое право…
Кузнецов
Ну-у-у, Саш, писать об "Улпрессе" и не рассчитывать увидеть этот материал на ней же? Эт-т ты брось! Просто можно было добавить пару изюминок, экускурсов туда-сюда… И читалось бы на отлично! Как профессионал (прощу тебе жеманное "не гнался за оригинальностью, за красотой словца") ты на это способен. Короче, тему ты задал, но отработал ее, максимум, на троечку.
Александр Каплин
Без оценки оригинальности слова и стиля, мысль то правильная!
Наталья
Согласна, мысль верная. Гоше предлагаю написать свой вариант с экскурсами и изюминками. )))
Богдан
Тема женского алкоголизма отражена со знанием дела. Непонятно одно, что это за козел кричит матери в лицо: "Ты шлюха!" Мразь какая-то, наверное. Особенно странно почему эти слова названы: "горькими словами правды". Вы, Александр Дмитриевич, глупость написали. Потому что, в этой нервной ситуации и выразился человек. Весь, целиком, с косточкой. И когда он на улице с кулаками бросается, он (гнида) не мать защищает. Себя любимого.
Мы об этом с Вами, уже спорили
Я не могу писать тебе стихов,
Ни той что ты была, ни той, что стала.
И, очевидно, этих горьких слов,
Обоим нам давно уж не хватало.
За всё добро – спасибо! Не считал
По мелочам, покуда были вместе,
Ни сколько взял его, ни сколько дал,
Хоть вряд ли задолжал тебе по чести…
А всё то зло, что на меня, как груз
Навалено твоей рукою было,
Оно моё! Я сам с ним разберусь,
Мне жизни не даром шкуру им дубила!
Упрёки поздно на ветер бросать,
Не бойся разговоров до рассвета.
Я просто разлюбил тебя. И это
Мне не даёт стихов тебе писать…
Он тоже защищает себя. Красиво оформленное скотство.
Семенов
Если бы я был с такой позицией согласен, то материала (моего) просто не появилось бы. Не все так просто, милый Богдан, и мир вокруг нас не окрашен только в два цвета – белый и черный. И человек, он из противоречий соткан.
По поводу Симонова разговор был, но кто сказал, что я разделяю ваше мнение?
И то, что глупость я написал, это только ваше личное мнение, которое, как ни крути, субъективно. Я так считаю, что глупость (если это не было продуманной попыткой подтолкнуть читателя к "охоте на ведьм", к поиску образа врага не вне, а внутри нашего общества) написали как раз вы (простите, не знаю как вас по имени-отчеству).
Нам ли судить о том, что и как мы пишем?
Богдан
Александр Дмитриевич, судить о том, что и как пишем, нам нужно в первую очередь. Иначе не стоит публиковать свои тексты.
Насчет глупости, конечно, это мое мнение. Если бы было чужое мнение, я бы на него сослался.
Насчет противоречий. Тут одна тонкость, Александр Дмитриевич. Есть противоречия, а есть структура личности человека, его нравственная организация. Нравственная организация человека орущего в лицо родной матери: "Ты шлюха! Ты понимаешь, что ты шлюха!?», а на публике бросающегося с кулаками "на того, кто будет кричать его матери те же самые горькие слова" – для меня слишком очевидна. Он всегда найдет оправдание своей подлости в слабости другого человека. А мать, ему (как и лирическому герою Симонова его женщина) должна. Должна быть верной, честной, хорошей, непьющей, работящей. Надеюсь вы догадываетесь к чему это ведет?
Про радикалов, о которых я писал – похожая история. Вы же понимаете. думаю, что их сходство гораздо сильнее различий. И это сходство на эмоциональном уровне, что важнее логики, важнее идеологии. Когда будут жечь ваш дом, то лозунги под которыми это сделают будут для вас лично не так любопытны. Этого в нашей истории было по самое не хочу. Собственно об этом и думал, когда сравнивал два так похожих текста.
Насчет образа врага в нашем обществе отдельная песня. Я думаю, что врага стоит искать в самом себе. А искать его "во вне" – непродуктивно.
Семенов
Да нет там никакого эмоционального сходства! Все сходство только в том и есть, что оба текста эмоциональны. Но эмоции-то различны по полярности, если так можно выразиться, по окраске. Или вы убеждены, что в обоих случаях эмоции рождены ненавистью к России, зрорадством, лютой злобой недобитка? Или вы считаете, что Кругликов и К ненавидят нашу страну, крича на митингах о деградации (например) и прочих минусах современной России. Тот же куртуаз тоже ненавидит Россию, как Удугов?
Пусть я ошибся в выборе примера – готов признать – но согласиться с вашими критериями оценки т.н. радикалов не могу. Не могу и все тут. Может быть, потому, что и сам не приемлю многого (если, по большому счету, не всего), что происходит в нашей стране и с нами после 1991 года.
Это, часом, не означает, что и я ненавижу Россию, и не могу считаться патриотом? Ваш же материал, призывающий отказаться от логики (зачем думать – не утруждайтесь!) – от осмысления и понимания природы радикализма куртуазов (в частности) толкает читателя к простому выводу: все, кто критикует – враги. И они докричатся до того, что ваш дом может сгореть. вам этого нужно? Нет? Тогда живите тихо, спокойно, глушите горлопанов. А власть (которая, естественно, от Бога) все сделает как надо.
Так что ли?
Богдан
Если вы записываете власть во "враги общества" (ваш термин) я спорить с вами не стану. Это понятный мне выбор. И вы (или Куртуаз?) революционер, который использует радикализм, как революционный метод. В борьбе за власть.
Про ненависть вы верно пишите. Она есть в тектах. И она основа радикализма (черное-белое). Только патриотизм здесь не при чем.
Проблема в том, что у радикализма нет Родины, а еще вернее родина его радикализм. Убить (ненавидеть) защищая свой дом, Родину, женщину, ребенка и убить из радикализма – разные явления. Убить (ненавидеть) за идею – это все равно убить. Радикализм – это когда убивают (ненавидят) за идею (за логику), убивают имея право. Как нацисты – потому что имеют право убить еврея (цыгана, негра), потому что он низшей расы (логика!) И настрой, "мантры" этой ненависти одинаковы, и нет разницы Удугов ты или нет.
Насчет природы радикализма. Вы считаете, что она может быть разной. А я уверен, что льют ее из одной бочки, просто бутылки разного цвета.
Составчик этой жидкости известен: "Нам должны, нас не докормили, нас национально унизили, нам нужен реванш, пойдем запускать красного петуха" Все это недурно описал Минаев, рассказав про пиарщика "заимствовавшего" "мантры" у Геббельса. И про вставание с колен (например) один парень у себя дома тоже много говорил. Незадолго до Мюнхенского сговора.
Так вот, при чтении "мантр" Куртуаза или Удугова, возникает эмоциональный настрой, вполне определенный и отнюдь не созидательный. Зачем нужен этот настрой, какова цель его формирования? Вот в этом и вопрос. И второй, кому этот настрой выгоден?
Хорошо, что мы об этом пока еще можем думать и говорить. Окажись радикалы (те или иные у власти) нас постараются лишить этой "роскоши".