Не своим голосом
Отшумела на симбирской земле неделя марафона культурных событий по программе «Культурная столица», включившего в свою орбиту одновременно Ульяновск и наш Димитровград. И последним (только по времени, конечно) в программе марафона был реализован арт-проект «Сыночки-матери», который состоялся на сцене театра-студии «Подиум».
Предваряло событие обстоятельное выступление руководителя региональной программы «Культурная столица Поволжья» Анны Горь в жанре «документальный театр».
– Главной задачей марафона, – сказала Анна Марковна, – мы считаем возможность создавать «химические реакции» различных культур, их «пересечение» и «сцепление», что является его основным творческим ресурсом. «Почкуясь» и развиваясь, они создают принципиально новые культурные явления. И в этом плане арт-проект «Сыночки-матери» является важным и симптоматичным.
Зерном, из которого вырос проект, стал созданный димитровградской автономной организацией «КуСт» телевизионный документальный фильм-опрос «Мадонна с ВК», поднимавший вопросы подростковой преступности. Театральный центр Голосова-20 города Тольятти и Международный фестиваль театра, драматургии и современного искусства «Майские чтения» увидели в сценарии материал для создания документальной пьесы, которую поставил с актерами Тольяттинского театра юных зрителей руководитель московского «Театра.dok» Михаил Угаров.
И обстоятельность вступительного слова А.Гор стала понятной, когда вниманию зрителей было представлено сценическое действие, которое было задумано как спектакль в жанре «документальный театр». Собственно, слово «спектакль» в прелюдии не звучало вовсе, и это было проявлением похвальной честности по отношению к зрителям, собравшимся на арт-проект. Мы стали зрителями только репетиции возможного спектакля. И хотя сам творческий процесс тоже представляет определенный интерес, но в театре принято (и это неоспоримо) зрителям показывать «конечный продукт» творчества – спектакль. И неважно, что будет лежать в его основе: документ, факт или свободная фантазия творца, но в любом случае его ценность будет определяться мерой творчества в создании ХУДОЖЕСТВЕННЫХ образов. На том стоял, стоит и будет стоять театр, изначально призванный нести зрителям высокие истины творчества, а не внешнее правдоподобие жизни, противоречащее самой природе театра с его сценической условностью. И, при всем благородстве задачи внести свой вклад в борьбу с подростковой преступностью, театру никогда «не переплюнуть» по степени воздействия на души зрителей хотя бы то же телевидение с его вездесущностью и предельной документальностью, остротой и жесткостью публицистики на эту тему. А в театр ходят не за правдой – за ИСТИНОЙ!
Что касается повальной мании экспериментаторства, захлестнувшей современный русский театр, то это – не первая (и, конечно же, не последняя) массовая эпидемия на его веку. Законное право на эксперимент имеет только художник, который в своем творчестве практически овладел всем богатейшим арсеналом традиционных выразительных средств, ощущает их недостаточность, а посему испытывает необходимость в поиске новых путей самовыражения. Все остальное в этом плане – разновидность дилетантства.
… Что греха таить, в студенческие годы, пришедшиеся на очередной приступ «эспериментальной» лихорадки, сам было, по студенческой щенячьей наивности, «прихворнул» этим поветрием и чуть ли не молился на это слово. Излечил от глупости (по крайней мере, этой) один мудрый человек.
– Старик, каждый поставленный театральный спектакль, если это акт творчества, а не ремесленная поделка – уже всегда эксперимент. Ты ставишь Шекспира, тебе нужно сотворить Гамлета из Васи Сидорова – и какого еще эксперимента тебе нужно?!