На новой выставке в Ульяновском музее народного творчества самобытный взгляд на мир и на искусство демонстрируют самодеятельные художники из изостудии ДК «Губернаторский».
Эта студия примечательна уже тем, что она – одна из старейших в Ульяновске, появилась на свет во Дворце культуры профсоюзов, как тогда назывался «Губернаторский». В следующем году коллективу исполнится 45 лет. Из них З0 лет студией руководит художник Александр Зинин, о котором говорят, что он может научить рисовать любого.
Зинин – личность неординарная. Живописец, график, скульптор, он еще и «заумник» – занимается исследованием происхождения цифр, читает доклады о своих открытиях на научных конференциях. Написал «Книгу точности» и «Книгу перста». Александру принадлежит авторство известного в городе и единственного в России памятника букве Ё. В родной Павловке он, потомственный художник, организовал Парфеновскую картинную галерею с картинами своего отца.
Соответственно, у Зинина и подход к обучению питомцев своеобразный. Особое внимание и поддержку он, по его словам, оказывает «самородкам любительского искусства, начинающим художникам-композиторам абстрактно-символического направления, потенциальным постановщикам серьезных художественно-технических экспериментов современного искусства». И у детей, и у взрослых педагог старается выявить индивидуальность, разбудить фантазию и развивать эти качества, не навязывая свою волю ученикам.
Экспозиция выставки в Музее народного творчества построена на работах Натальи Яровиковой (Найи), Александра Бердникова, Дмитрия Третьяка, Александра Гришина, Сергея Русских, Виктора Егорова (Аванмарта) и других.
Реалистическая, на первый взгляд, живопись Дмитрия Третьяка призрачна и словно покрыта легкой дымкой. Интерпретации классической живописи (цикл «Вглядываясь в классиков») и натюрморты достаточно обобщены и декоративны, выполнены в оттенках коричневого, бежевого, розового, оливкового цветов. Кажется, что в дрему погружены изображенные Дмитрием фигуры и предметы. Это похоже на сон наяву или грезы находящегося в медитативном состоянии художника.
Большая фантазерка – Наталья Яровикова, выступающая под псевдонимом Найя. Цикл из 70 акварельных работ художницы так и называется – «Фантазии Найи». Ее небольшие графические работы сродни детским рисункам, они наивны и трогательны. В то же время каждая акварель содержательна, рассказывает полную поэзии сказку или притчу, интересную, увлекательную, а порой и жутковатую. Человеческую голову Найя легко превращает в дом с окнами-глазами. Русалка, высунувшаяся из аквариума, по воле художницы, кормит рыбкой кота, а червячок, выползающий из яблока, нежно обнимает маленькую девочку…
Интересно, что Наталья – фотомодель, живет между Грецией и Россией. Увлечена художественным творчеством. Дети одной из школ в Солониках пишут сочинения по ее рисункам.
Она иллюстрирует обложки серии романов итальянского писателя Карло Альфиери.
Очарование наивного искусства излучают картины Александра Бердникова. Природа и человек на них изображены лаконично и обобщенно. Тем не менее работы интересно рассматривать, они притягивают взор гармоничными цветовыми сочетаниями, внутренними тишиной и покоем.
Самый молодой участник выставки – Александр Гришин. Жажда полета и свободы запечатлена в его графике с птицами, бабочкой.Это устремление ощущается даже в кубистическом «Калейдоскопическом пейзаже». Александр ставит необычные эксперименты. Триптих «Не смотреть, не видеть, не слышать» с отпечатками лица-маски самого автора, сквозь которое просвечивают глаза его педагога, выражает, вероятно, попытку художника защитить свой внутренний мир от реальности.
Творчество двух «старейших» студийцев Зинина – Сергея Русских, художника-керамиста, руководителя творческой мастерской «Керамос», и Виктора Егорова – Аванмарта, члена Союза художников Чувашии, скульптора, художника-авангардиста – представлено авторскими работами, в разное время подаренными своему Учителю.
Вообще, самодеятельные художники – люди щедрые. И на открытии выставки не обошлось без подарка от них. Еще один «старейшина» студии и участник проектов Александра Зинина – Фанис Измайлов – подарил Музею народного творчества свой пейзаж «Гимназия», который был принят с благодарностью.