Ежегодно осенью, перед началом отопительного сезона, областные чиновники бодро рапортуют о стопроцентной готовности всех систем ЖКХ к началу зимы. Как это можно сделать, когда известно, что все системы изношены на 80-85 процентов, остается непонятным. Тем не менее, по осени стабильно звучат рапорты и столь же стабильно в течение зимы происходят различные аварии на теплосетях. Это только одно из проявлений «человеческого» фактора.

Другое проявление «человеческого» фактора в ЖКХ заключается в вечной расхлябанности российских чиновников, чинимой ими неразберихе и в очевидном желании чиновников и коммерсантов хапнуть побольше. А в результате их бестолковости или вороватости всегда страдает большое количество людей.

В отопительном сезоне 2009-2010 годов ситуация складывается уже традиционно. Сначала бодрые рапорты о полной готовности, а потом авария за аварией. Причем первая произошла не по причине сильных морозов, а по причине банального жульничества. Это случилось в Чуфарово Вешкаймского района 29 октября прошлого года, когда прекратила работу котельная. В домах местных жителей, в больнице, в школе, в учреждениях социальной сферы уже на следующий день температура в помещениях не превышала 14 градусов. Причиной остановки котельной стали отнюдь не технические причины, а так называемый «человеческий» фактор. Один «человеческий» фактор поставил в котельную некачественный мазут, в котором было сверхнормативное содержание парафина. Другой – принял этот заведомо непригодный для использования мазут, как качественный, и пустил его в дело. Разницу в цене между качественным и не качественным мазутом, скорее всего, партнеры поделили. В результате в котельной парафиновой пробкой оказался забитым участок трубы длиной в 50-60 метров.

В начале декабря 2009-го «человеческий» фактор снова дал о себе знать. В Ульяновске на ул Аблукова в течение нескольких дней без тепла оставалось общежитие колледжа, в котором проживают около 650 человек. Почти половина из них – несовершеннолетние и инвалиды. Причиной ЧП стали бесконечное реформирование и реструктуризация «человеческими» факторами, в лице чиновников, самой системы ЖКХ. В результате участок теплопровода оказался бесхозным и не отремонтированным.

Третья серьезная авария имеет внешнюю окраску чисто технического ЧП. На самом деле главная ее подоплека это желание владельцев котельной без особых забот хапнуть побольше. В ночь с 5 на 6 января 2010 года прекратила работу котельная патронного завода. Без тепла остались жители 165 домов на Нижней Террасе и 20 объектов соцсферы. Потом последовала серия разборок и требования к владельцам завода привести наконец-то в порядок тепловое оборудование предприятия. Ранее местные власти неоднократно предлагали владельцам завода передать котельную на баланс города. Однако те рассматривают котельную не как источник тепла для людей, а как источник поступления дополнительных денег. Отсюда и отношение владельцев к котельной – выжать из нее все, что только можно, не вкладывая в ремонт средства, а там будет видно. Подобные аварии, когда десятки тысяч людей, с которых владельцы завода стабильно тянут деньги за тепло, вынуждены мерзнуть в свих квартирах, их мало волнуют.

Зима, похоже, в этом году будет морозная. Остается только гадать, сколько раз и где именно еще проявит себя этот пресловутый «человеческий» фактор в ЖКХ до апреля..

Юрий КОРАБЛЕВ