В ноябре в московском Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылся масштабный выставочный проект «Мастера Симбирского модерна», реализуемый ООО «Симбирскпроект» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. Выставка рассказывает о трех выдающихся зодчих нашего города – Августе Шодэ, Федоре Ливчаке и Феофане Вольсове. Жителям столицы показали 120 подлинников, в числе которых проекты и макеты объектов архитекторов из фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», Ульяновского областного краеведческого музея, Музея архитектуры имени Щусева. А недавно лекцию про зодчих и их Симбирском наследии для москвичей и гостей города прочитал архитектор, исследователь архитектуры, директор «Симбирскпроекта» Михаил Капитонов,. Приводим тезисы из его рассказа (полное видео лекции – в конце).

Август Шодэ, Федор Ливчак и Феофан Вольсов – самые плодотворные архитекторы Симбирска дореволюционного времени. Через их судьбы и работы можно проследить и смоделировать, как шло проектирование строительство и проектирование в городах, сопоставимых с родиной Ленина. Родились зодчие в разных концах Российской империи, но в итоге встретились в Симбирске.

Август Шодэ родился в 1864 году в Одессе в семье французского подданного. Учился во французской начальной школе, отслужил во французской же армии, после чего вернулся в родной город. Свою карьеру он начал с изготовления деревянной мебели. Отец Шодэ держал в Одессе мастерскую, которая специализировалась на каретах: с детства Август был знаком с работой по дереву.

В Симбирск Шодэ переехал с 1897 году по приглашению сводного брата Эрнста Спаннера – он был архитектором при Симбирской епархии, занимался церковным строительством в губернии. Эрнст написал ему, что город развивается, работы много. Август согласился на переезд – тогда он был уже был женат, имел троих детей. Братья вместе занимались проектированием разных объектов.

Федор Ливчак и Феофан Вольсов – практически ровесники. Первый родился в 1878 году в Вильно, второй – в 1879-ом в селе Ляды Пермской губернии. Отец Ливчака был изобретателем, имел множество патентов. Глава семьи Вольсовых – промышленник. Молодые люди познакомились во время учебы в Петербургском институте гражданских инженеров императора Николая I. Они подружились, а в последствии и породнились – женились на сестрах.

В 1901 году, когда Ливчак и Вольсов были еще студентами, Шодэ вместе с братом создали и построили пансион-приют для детей обедневших потомственных дворян на Стрелецкой (ныне – корпус факультета иностранных языков УлГПУ). Архитектурная карьера Августа Августовича пошла в рост. Его первый сольный проект – здание Симбирского отделения Государственного банка (сейчас – Театр кукол), в котором виден узнаваемый стиль архитектора. В начале XX века Шодэ проектирует дом-особняк купца Николая Шатрова, богатейшего симбирянина (Дворец бракосочетания), в котором проявилось влияние французского классицизма. Еще один узнаваемый объект, украшение Симбирска работы архитектора – особняк барона фон Штемпеля (Музей изобразительного искусства XX–XXI веков).

В 1904 году Ливчак и Вольсов завершили обучение в институте и получили дипломы гражданских инженеров. Обучение по этой специальности включало широкий диапазон различных дисциплин, с углублением в инженерные сети, дорожное строительство. Вольсов вернулся в родные края, устроился на строительство железной дороги Пермь – Екатеринбург, где проработал с 1905 по 1909 год. За это время он спроектировал 23 комплекса, включавшие разъезды, здания вокзала или станции, технические объекты (депо, водонапорные башни и прочее). Он работал над двумя-тремя зданиями в месяц – это просто невероятная по современным меркам плотность архитектурной работы.

Ливчак же после прохождения практики (его первый проект – больница в Смоленской губернии) в 1906 году поступил на должность архитектора городской управы в Симбирске. В городе сохранился один из его первых проектов – доходный дом купчихи Зеленковой (ул Гончарова, 12, здание где размещалась редакция газеты «Ульяновская правда»). Это был один из примеров мультифункционального здания, где на первых этажах работали коммерческие объекты (магазины, лавки), а выше были квартиры, либо конторские помещения. Также в начале своей карьеры в Симбирске архитектор спроектировал Воскресенскую кладбищенскую церковь – одну из немногих, которые сохранились в городе до наших дней.

В 1906 году произошло событие, которое оказало большое влияние на дальнейшую деятельность Федора Осиповича – большой Сызранский пожар, в котором сгорели все деревянные постройки. Точно так же в 1864 году огонь уничтожил большую часть Симбирска. Еще с институтских времен Ливчака интересовал вопрос современного строительства, создания новых материалов. В трагедии, которая произошла в Сызрани, он увидел еще одно подтверждение необходимости проведения изысканий и разработки огнеупорных материалов.

Федор Ливчак изобрел и запатентовал систему пустотелых бетонных блоков. Этот материал конкурировал с деревянным строительством: применялись самые простые технологии; состав был таким, что сырье для него можно было легко купить и самостоятельно замешать. Справиться со станком для формовки блоков мог один человек.

Архитектор получил поддержку со стороны городской управы, в течение нескольких лет проводил теоретические исследования, обосновывал новую технологию. После построил завод по производству пустотелых блоков, а также выпустил методические сборники готовых проектов, на основе которых можно было построить свой дом. Ливчак открыл в Симбирске школу огнеупорного строительства, где обучались прорабы, десятники. Этот материал стал фирменным для творчества зодчего: из него он построил множество зданий в различных городах.

Август Шодэ, в отличие от Ливчака, специализировался на «вип-клиентах» – строил роскошные особняки для богатых симбирян. Поэтому объектов в городе у него меньше, чем у более молодых коллег, но в них – более глубокая проработка интерьеров и деталей.

В 1910 году в Симбирск приехал Феофан Вольсов. После четырех лет работы Федор Ливчак пошел на повышение – перешел в губернские архитекторы. Его должность освободилась, и он рекомендовал принять на нее своего друга и соратника Вольсова, сам пригласил его переехать. Вместе они спроектировали первый доходный дом купца Кудряшова (Гончарова, 13 – сейчас здесь расположено кафе «Вольсов»), котрый построили около Вознесенского собора.

Интересно, что со многими объектами в Симбирске есть путаница – кто именно их проектировал, Вольсов или Ливчак. Стиль у обоих был смешанным, учились они вместе и работали тоже. Но эта путаница вполне объяснима. Например оба участвовали в создании училища имени Гоголя на Маришке (ныне – Красноармейская, 53). Изначально проект разработал Федор Осипович, но надзор за стройкой осуществлял Феофан Евтихиевич. Во время возведения объекта проект был сильно переработан, одноэтажное здание стало двухэтажным. Поэтому авторство – у обоих архитекторов.

И такая история со многими объектами. Первый доходный дом с кинотеатром в Симбирске (ранее – «Огонек», позже –  «Художественный») проектировал Ливчак. А после сильного пожара в 1920-х годах, когда здание практически все выгорело со стороны кинозала, его восстановлением занимался Вольсов.

Федор Ливчак построил в Симбирске здание Крестьянского Поземельного банка (ныне – УлГУ на Льва Толстого, 42), для которого он спроектировал, в том числе, и интерьеры. Из обобщенного модерна архитектор начал уходить в тему сказочности, его привлекали русские народные мотивы, образы избушек. Все это проявляется в резных деталях, отделке зданий.

Благодаря этому объекту зодчий получил заказ на проектирование еще четырех банков в других городах. Его завод по производству пустотелых блоков выиграл тендер на поставку стройматериалов для Симбирского патронного завода в 1914 году. Все это позволило Ливчаку воплотить в жизнь мечту любого архитектора – построить дом по собственному проекту, совместивший в себе ателье-мастерскую, офис и жилую часть (ныне – музей «Дом-ателье архитектора Ф.О. Ливчака).

Фото – Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина»

Три знаковых симбирских архитектора не могли не пересекаться. Так, Август Шодэ был членом лютеранской общины и разработал проект нового здания церкви. Комиссия, в которую входили от земства и губернии Вольсов и Ливчак, признали старое здание аварийным и опасным для эксплуатации. Так в Симбирске появилась новая лютеранская церковь (улица Железной Дивизии).

Феофан Вольсов, будучи архитектором городской Думы, сталкивался с самыми разными задачами и вызовами. Накануне Первой мировой войны поменялись места постоянной дислокации частей русской армии. В Симбирске строили военный городок, но пожар погубил деревянные постройки прямо накануне зимы. Вольсов решал жилищный вопрос: были перестроены торговые павильоны на ярмарке, их утеплили и реконструировали под жилье; точно так же переделали приобретенные городом амбары для хранения муки. За решение сложной задачи архитектор получил царскую награду – золотой портсигар, инкрустированный драгоценными камнями.

Феофан Евтихиевич занимался проектировкой первых инженерных сетей в Симбирске. Он создал здание электрической станции (улица Минаева – ныне Ульяновская городская электростанция), водопровода (не сохранилось). Вольсов не просто занимался проектированием – он еще и участвовал в защите проектов, ездил в Санкт-Петербург, добивался, чтобы Симбирску выделили деньги на реализацию. А еще много работал удаленно – по его проектам строились объекты в разных городах (например, вокзал в Екатеринбурге).

В числе известных работ Вольсова – пожарное депо (Пожарный переулок, где сейчас размещается центр управления в кризисных ситуациях ГУ по делам ГО ЧС Ульяновской области).

Перед революцией Август Шодэ создал свой самый сильный проект – Дом-памятник Гончарову на Венце. Средства на него были собраны еще в 1910 году, но комиссия не могла определиться с проектом. Были проведены два конкурса, однако победителей не оказалось. Тогда разработать проект попросили Шодэ. Он сделал это безвозмездно – в дар городу; вместе с сыном курировал стройку.

В этом объекте проявился фирменная симбирская изюминка – Дом-памятник имеет купол. В то время в городе было множество церквей, и архитекторы часто повторяли этот элемент. Например, у Вольсова и Ливчака купола располагались на эркерах зданий. После того, как практически все церкви в Ульяновске снесли, эти элементы остались как память. А объект Шодэ стал памятником ушедшей дореволюционной эпохе.

После событий 1917 года Август Шодэ уехал сначала в Самару, а затем в Омск, где спустя год скончался от брюшного тифа. Из Симбирска уехал и Федор Ливчак – тоже в Омск. Он принимал участие в ремонте местного госпиталя, заразился сыпным тифом и скончался в 1919 году.

Феофан Вольсов не побоялся остаться в Симбирске. Он стал самым квалифицированным специалистом в городском управлении по строительству и инженерной части. Занимался различными работами: отвечал за эксплуатацию сетей, построил мост через овраг, где протекала река Симбирка, спроектировал жилой дом для партийной элиты в центре Симбирска – здание позже было снесено при строительстве мемцентра.

Вольсова продержали под арестом несколько дней, но никаких обвинений не выдвинули. Он продолжил работу: стоял у истоков ульяновского отделения Союза архитекторов, много преподавал, участвовал в создании памятника Ленина и реставрации Дома-музея Ленина, спроектировал и построил обелиск над братской могилой погибших во время гражданской войны красноармейцев на бульваре Венец, разработал в 30-е годы генплан Ульяновска на ближайшие 25-30 лет.

В новой стилистике конструктивизма Вольсов построил здание поликлиники на Нижней террасе, которое не так давно было снесено.

Также он много работал над вопросами борьбы с оползнями и берегоукрепления. В 1934 году его перевели в Москву, где он продолжил свою работу. Скончался зодчий в 1945 году, пережив своих коллег почти на 30 лет.