Для Симбирска 1891 года приезд молодого художника Павла Ильича Пузыревского, недавнего выпускника петербургской Академии художеств, стал значительным и поистине счастливым событием. Город, художественная жизнь которого в ту пору была далеко не бурной, принял едва ли не единственного художника-профессионала, получившего диплом учителя третьей степени. Каким начинающему педагогу и художнику показался Симбирск после северной столицы? Вероятно, тихим, умиротворённым, с изумительными видами на Волгу городом, не подозревающим о нашествии близкого ХХ века с его скоростями, новыми лозунгами и новаторским искусством. Но почему-то кажется, что он сразу почувствовал большой творческий, художественный потенциал в этой умиротворённости, и, конечно, возможность для себя без промедления применить данное ему в науках и от рождения призвание Учителя.
Судьба распорядилась так, что жизненный и творческий путь Павла Пузыревского был поделён между Санкт-Петербургом, Киевом и Симбирском. В Санкт-Петербурге он родился, туда же вернулся продолжить образование в Академии художеств, детство и юность провёл в Киеве. После получения среднего образования Пузыревский определяется в рисовальную школу Мурашко, знаменитую далеко за пределами Киева. Может быть, старания украинского художника, яркого педагога Николая Ивановича Мурашко и определили творческую судьбу одного из его учеников. Основанная Николаем Ивановичем Киевская рисовальная школа придерживалась принципов «передвижничества». Известно, что содействие школе оказывали Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.А. Врубель. Из знаменитых в будущем художников у Мурашко учились такие разные В.А. Серов, К.С. Малевич. Рисовальная школа научила Пузыревского основам передового художественного языка.
Мечта стать художником и педагогом начала осуществляться в стенах петербургской Академии художеств. Интерес к пейзажу, поискам национальной темы прививал Пузыревскому живописец М.К. Клодт. О его втором учителе П.П. Чистякове известный русский критик В.В. Стасов писал как о «всеобщем педагоге русских художников».
Новаторская система Чистякова включала как «живое отношение к природе», так и знания, чувствования каждого предмета. Но главным в Чистякове было уникальное педагогическое чутьё на талант. Среди его студентов были В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, В.А. Серов. П.И. Пузыревский – один из них – превосходно усвоил педагогическую систему П.П. Чистякова, его призыв: «Хорошо учить, значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать». Пузыревский учится в Академии художеств с 1880 по 1890 годы, четыре раза награждается серебряной медалью, затем на год едет в Минск, а в следующем году открывает для себя новую малую родину – Симбирск.
Ему 31 год, он полон сил, желания превратить город в весомый художественный центр. Для этого нужна команда единомышленников из старожилов-коллекционеров, любителей искусства, наконец, юных дарований. Пузыревский преподаёт в кадетском корпусе, даёт частные уроки рисования, приобщая горожан к основам изобразительного искусства. Системное образование он видит в художественной школе-студии при «Учебно-трудовом пункте» и становится одним из её создателей в 1895 году.
В комплексе ремесленно-производственных мастерских она должна была занять заметное место в реализации широкого художественного прорыва. Пузыревский ведёт класс пейзажной живописи, особенно плодотворно в 1908–1912 годах, придавая большое значение местным мотивам, особенно с изображением Волги. Внимание к этюдам, приобретающим самостоятельное значение, с их передачей непосредственного впечатления, развивалось под воздействием творчества В.Д. Поленова, И.И. Левитана, И.Е. Репина. Пузыревский пишет и панорамные виды окрестностей Симбирска с уходящими вдаль широкими трактами и просёлочными дорогами, и нарочито фрагментированные уголки городских садов. Его привлекают покосившиеся избы, вырастающие то вдоль берегов Волги, то в полях и оврагах, то в высоких травах. Свободная, не стеснённая детальными проработками манера письма передаёт и ширь простора, и уют камерного уголка природы.
Появляются эффектные живописные пейзажи с видами Крыма и изящные, прозрачные лирические волжские акварели. Его произведения коллекционируют Е.М. Перси-Френч, В.Н. Поливанов (ныне находятся в собрании областного художественного музея).
Уникальным мастером акварельного пейзажа стал ученик, помощник, друг Пузыревского – Дмитрий Иванович Архангельский, который учился с 1904 года сначала на дому, затем в «Учебно-трудовом пункте». Пузыревский, давший мощный заряд в развитии живописной школы Симбирска, был великим учителем. В истории искусства всегда необходима та, порой незаметная, нить, что связывает отдельные эпизоды в единое цельное пространство культуры, художественного творчества. В 1912 году Павел Ильич увлёкся открытками: его миниатюрные акварельные пейзажи с видами Волги «издавались» вручную, тогда как Архангельский, также поддавшись обаянию миниатюр с живыми набросками-впечатлениями, издавал их уже литографским способом (акварели и литографии художников хранятся в фондах УОХМ). Пузыревский передал любимому ученику и талант педагога: Архангельский вскоре стал первым учителем будущего великого художника ХХ века Аркадия Александровича Пластова.
Конечно, для развития изящных искусств в Симбирске необходимы были выставки. «Трудовой пункт» был не только инициатором, но и их организатором. Начало ХХ века в Симбирске стало выставочным бумом. Роль Пузыревского в этом плане была значительной. Ведь его занятия на дому давали кому-то возможность почувствовать себя художником, придавали смелости участникам этих выставок. Сейчас те экспозиции, которые в конце ХIХ–начале ХХ века реализовывал Пузыревский, можно было бы назвать новомодно инновационными, однако это не мешало привлекать к ним не только непосредственных участников самого художественного действия, но и почтенную публику, не избалованную подобными экспериментами.
Дело в том, что акварели и картины экспонировались в витринах писчебумажного магазина. Для Пузыревского это была и возможность реализации себя как художника, и воплощение идеи – если не всеобщего, то очень широкого приобщения горожан к искусству. Как оказалось, дело было не только в отсутствии приемлемого выставочного зала, важна была благородная цель.
Павлу Ильичу принадлежит инициатива создания знаменитой Гончаровской выставки картин и этюдов Волги.
Работа по организации уникальной для того времени экспозиции началась в 1909 году. В 1911 году более 150 произведений П.И. Пузыревского и Д.И. Архангельского были представлены симбирянам. Затем выставка была показана в Санкт-Петербурге, она имела хорошие отзывы среди художников и любителей искусства. Уникальным и важнейшим было пожертвование средств от выставки на строительство Дома-памятника И.А. Гончарову. Энтузиазм Пузыревского в этом деле трудно переоценить. Создатель и созидатель, энтузиаст и подвижник Пузыревский придал Симбирску мощный культурно-краеведческий стимул.
Более того, в 1911 году он представлял город на Всероссийском съезде художников. После революции Пузыревский продолжал участвовать в выставках, общественной жизни стремительно меняющегося мира…
В современном Ульяновске не все знают имя Павла Ильича Пузыревского. Помнить, чтить, уважать яркого человека, сделавшего для истории и культуры Симбирска так много, – это способность достойных. Дмитрий Архангельский как-то заметил в своих воспоминаниях: «В памятный день столетия со дня рождения художника Пузыревского хочется ещё и ещё вспомянуть его и почтить добрыми и горячими словами как талантливого художника-лирика, краеведа и деятельного участника художественной жизни Симбирска. Скажу о своей заветной мечте: увидеть памятник П.И. Пузыревскому на Новом Венце, против Музея, на строительство которого… П.И. Передал часть сбора Гончаровской выставки». (Из вступительной статьи Т.Ю. Пластовой к книге «Д.И. Архангельский». Ульяновск, 2007).
Мысль о памятнике, прозвучавшая в воспоминаниях Д.И. Архангельского, актуальна особенно сейчас. Новые времена должны опираться на лучшее, что даёт прошлое, его великая история.
Елена Сергеева