Гармонь и баян – привычные инструменты для России, но мало кто знает историю их появления и секреты.
Восполнить пробелы предлагает новая экспозиция в музее “Симбирские типографии”.

Выставка открывает цикл, посвященный музыкальным инструментам. Из фондов музея-заповедника “Родина В.И. Ленина” представлены саратовская гармонь “однорядка” и тульский баян. У этих видов богатое наследие. Саратовская гармонь – разновидность русской гармони, отличающаяся наличием колокольчиков, своеобразным тембром и большой силой звучания. Год рождения инструмента – 1855 или 1856-й. Изготавливались изделия гармонными артелями Саратовской губернии. Первая именная мастерская была открыта Николаем Карелиным в 1870 году. Гармони украшались деревянной резьбой, бархатом, кожей, мельхиоровыми накладками. В 1920-е годы кустарей объединили в артель “Саратовская гармонь”, которая со временем превратилась в предприятие, выпускавшее до восьми тысяч инструментов в год. В советское время на его базе был создан завод по производству духовых и ударных инструментов. К сожалению, в настоящее время гармонь не выпускают, и производственные секреты под угрозой утраты. Но по-прежнему радуют слух и душу творческие коллективы, которые используют гармонь в выступлениях: Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, ансамбли “Саратовская гармоника”, “Серебряные колокольчики”.

Недавно на проспекте имени Кирова в Саратове установили памятник Саратовской гармони с механизмом, в определенное время проигрывающим композиции.

Баян является усовершенствованной формой гармони. Придумал его в 1897 году итальянский мастер и основатель промышленного производства гармоник в Италии Пасло Сопрани. Отцом первой подобной российской модели в том же году стал исполнитель-гармонист и конструктор Павел Чулков. Название “баян” ввел музыкант Яков Орланский-Титаренко в первом десятилетии ХХ века.

Лиза КОРЗОВА