«NEBOLSHOY театр» (ТЮЗ) 20 и 21 октября представил первую премьеру нового сезона, адресованную молодежи от 15 лет и старше.
Спектакль по комедии-фарсу Уильяма Шекспира «Комедия ошибок», по воле режиссера Марины Корневой и сценографа, заслуженного артиста России Эдуарда Терехова, «шагнул» в зрительный зал – по простой причине неудобства и тесноты пространства для такой пьесы сцены. На часть кресел легла палуба корабля (она же – городская площадь, трактир, аббатство и так далее), потерпевшего крушение в морской буре, которая перепутала все в судьбах двух близнецов и их слуг, тоже близнецов. Каждую пару братьев из господина и слуги в младенчестве разметала в разные стороны природная стихия, а соединила их, уже взрослых, вместе капризница Фортуна.
Корабельная мачта в центре помоста многофункциональна, она превращается то в качели, то в лодку, то в карусель. Вокруг этого своеобразного «пупа Земли» персонажи – в попытке разобраться в запутанных ситуациях – «нарезают» круги, которые до самой развязки остаются замкнутыми.
режиссер сумела передать дух легкого шекспировского фарса с вкраплениями итальянской комедии дель арте. Актеры в ярких красочных костюмах хотя и впадают в отчаяние, суетятся, рыдают, заламывают руки, размахивают в гневе плеткой, но делают все это гротесково, весело и с изяществом. Акценты в виде шарфа болельщика «Арсенала» на шее простого парня из Сиракуз Антифола или руля иномарки в руках купца-предпринимателя отсылают нас к сегодняшнему времени: классика, она и через 400 лет – классика.
Непростая задача играть близнецов – сеньоров Антифола Эфесского и Антифола Сиракузского, их слуг Дромио Эфесского и Дромио Сиракузского – легла на лечи артистов Николая Авдеева и Артемия Курчатова, которым почти буквально приходится раздваиваться в стремительно сменяющих одна другую сценах. Герой Николая Авдеева в первом случае – вполне простодушный ковбой, во втором же – напоминает голливудского «крутого» парня, грубо и неистово проявляющего свои чувства. Артемий Курчатов в роли двух Дромио, услужливых, ловко уворачивающихся от оплеух господ, проявляет чудеса клоунады, и зрители нередко сочувствуют смешным и трогательным бедолагам, образы которых создает этот актер. Кто ж не испытывал на себе несправедливость со стороны сильных мира сего!
Выделяется Адриана (артистка Елена Мякушина). Играя жену Антифола Эфесского, она выразительна в своих бурных эмоциях и искренна в своей любви к далеко не идеальному супругу. Убедителен по-восточному услужливый, «рахатлукумный» ювелир Анджело Константина Амузинского, изъясняющийся с симпатичным турецким акцентом.
Не совсем можно согласиться с переделкой в спектакле аббатисы Эмилии в даму легкого поведения. У Шекспира она – благочестивая мать близнецов Антифолов, воссоединяющаяся в счастливом финале с семьей. В спектакле же, когда, наконец, круг разомкнут, развязная Эмилия, как показалось, выглядит несколько чужеродно. Все-таки для полной симметрии в на редкость симметричной по содержанию пьесе семейству не хватает именно матери…
Тем не менее, праздник в театре получился. Публика аплодировала с благодарностью за согревающую в эту зябкую осеннюю пору итальянскую атмосферу на сцене, за самоотверженную, до пота, игру комедиантов.
Ирина Морозова