В ходе рейдов, которые регулярно проводятся по местам санкционированной и несанкционированной торговли, специалисты контролирующих органов нередко выявляют людей, которые ведут предпринимательскую деятельность, не зарегистрировавшись надлежащим образом. Как выяснилось, одна из причин этого явления заключается в том, что не все димитровградцы знают, где можно это сделать и какие документы нужно подготовить. Восполнить этот пробел мы попросили начальника отдела регистрации налогоплательщиков городской инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации Наталью Щербакову

– Наталья Юрьевна, с 2003 года ваша служба занимается выдачей свидетельств индивидуальным предпринимателям и постановкой их на учет. Однако выясняется, что об этом знают еще не все горожане. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям подробнее о том, как можно стать предпринимателем? И что для этого нужно?

– Прежде всего, нужно желание. Любой гражданин, изъявивший такое желание и определивший для себя вид предпринимательской деятельности, может написать заявление в установленной законодательством форме, заверить его у нотариуса и принести в налоговую инспекцию. К заявлению, образец которого находится на стенде, установленном на первом этаже нашего здания (адрес инспекции: г.Димитров-град, ул.Жуковского, 4), нужно приложить копию паспорта (со второй по пятую страницы включительно), копию свидетельства о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) и квитанцию об уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей (реквизиты на уплату пошлины можно получить в 103-м кабинете нашей инспекции, где, собственно, и расположен отдел регистрации налогоплательщиков).

Что касается копии паспорта, то вместе с ней для подтверждения подлинности гражданин должен предоставить оригинал документа.

Законодательством также предусмотрены случаи, когда у человека, желающего стать предпринимателем, нет гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства должны предоставить нам копию документа, подтверждающего их право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

– Предположим, все это мы подготовили и принесли в инспекцию. Когда мы сможем получить свидетельство, дающее право заниматься предпринимательской деятельностью?

– В 103-м кабинете, где принимаются эти документы, заявителю обязательно сообщат, что свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет можно будет получить по истечении пяти рабочих дней. За это время наши специалисты обработают документацию и внесут данные налогоплательщика в Государственный реестр.

– В дальнейшем проводится ли с «новичками» разъяснительная работа? Ведь они, как правило, плохо ориентируются в налоговом законодательстве и практически не представляют, как вести отчетную документацию, куда и когда ее сдавать…

– При выдаче свидетельства вновь зарегистрированному предпринимателю обязательно вручается памятка, в которой четко прописаны требования, предъявляемые государством к налогоплательщикам из этой категории. Тем не менее, специалисты нашей инспекции всегда готовы проконсультировать предпринимателя, если у него возникнут какие-то вопросы.

– Зарегистрировавшись, предприниматель сразу же может приступать к работе в выбранном им направлении?

– Разумеется. Хотя для осуществления безналичных расчетов ему еще может понадобиться расчетный счет. Его можно открыть в любом из финансово-кредитных учреждений города, обратившись туда с соответствующим заявлением, к которому прилагаются копии выданных нами свидетельств.

– В соответствии с налоговым законодательством в случае открытия или закрытия расчетного счета любая организация обязана в течение семи дней известить об этом налоговый орган. Распространяется ли это требование на индивидуальных предпринимателей?

– Да, распространяется. Впрочем, предприниматель наравне с юридическими лицами должен извещать налоговый орган и о других изменениях зарегистрированных в инспекции сведений. Это касается и смены места проживания (имеется в виду адрес, по которому прописан предприниматель), и смены фамилии или имени, и замены документа, удостоверяющего личность (паспорта).

– Сейчас в стране финансово-экономический кризис, который серьезно усложнил ведение бизнеса для многих хозяйствующих субъектов. Отразилось ли это на численности предпринимателей? Сколько их было в Димитровграде год назад и сколько сейчас?

– Похоже на то, что финансовые сложности, которые сейчас испытывают многие предприятия нашего города, только подтолкнули некоторых димитровградцев к ведению самостоятельного бизнеса. Так, за последние два месяца на учет в качестве индивидуальных предпринимателей в нашей инспекции было поставлено 80 человек. Если же сравнивать общую численность, то на 1 марта прошлого года в городе было зарегистрировано 3626 предпринимателей, а на ту же дату в текущем году уже числилось 3810.

– Тенденция очевидна. И по всей вероятности в ближайшее время она еще больше укрепится, ведь федеральное и областное правительство предусмотрело существенную финансовую поддержку для тех, кто, потеряв работу, решил заняться собственным бизнесом…

– Кстати, уже сегодня мы направляем в Центр занятости за получением компенсации за понесенные на регистрацию в налоговом органе расходы всех, кто не имеет другого источника получения доходов, то есть на время регистрации в качестве индивидуального предпринимателя нигде не работает.

– Наталья Юрьевна, спасибо вам за исчерпывающую консультацию. Надеюсь, теперь горожане смогут лучше ориентироваться в этом вопросе.

Светлана КНЯГИНИНА