В Ульяновске Президент занимался и проблемами развития транспортного комплекса страны. Он посетил авиазавод и принял участие в открытии уникального моста через Волгу.
Во второй половине дня Дмитрий Медведев провел заседание президиума Госсовета. Глава государства потребовал, чтобы качество и стоимость российских дорог соответствовали международным стандартам.
Заседание Госсовета было посвящено транспорту, точнее инновационному развитию транспортного комплекса России. Задача крайне важная. Так уж сложилось, что в этой сфере дела у нас обстоят не лучшим образом – в некоторых районах речь идет не об улучшении качества, а вообще о строительстве каких бы то ни было дорог, но от этого актуальность инновационного развития не снижается. Как здесь не раз сегодня говорили, новые дороги нужно строить по новым технологиям. Впрочем, само по себе создание транспортной инфраструктуры, как отметил Президент в своей вступительной речи, требует и просто наведения элементарного порядка в этой отрасли, в том числе в том, что касается стоимости дорожного строительства, потому что в некоторых регионах дороги у нас неоправданно чрезвычайно дороги.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: “Приблизительная стоимость строительства автодороги Великий Новгород – Усть-Луга – 190 миллионов рублей за километр. В Сочи – 2 миллиарда рублей за километр. В Москве – 8 миллиардов рублей за километр. Почему такая разница? Есть, конечно, объективные вещи, но разница двадцатикратная, тридцатикратная. Это же все-таки не на Луне строят”.
Президент отметил также, что технологию строительства дорог в России необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами, например, стандартами Евросоюза. О техническом регулировании дорожного строительства и не только дорожного Президент сказал отдельно. Согласно действующему в России закону в утверждении технических регламентов участвуют правительство и Государственная Дума и, как подчеркнул Президент, эта работа идет медленно и неудовлетворительно.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: “Наша попытка создать стройную систему технического регулирования, она нечем не закончилась. Мы не можем принять эти решения в том порядке, в котором это вытекает из закона. Мне кажется, лучше уж тогда это отдать какому-нибудь ведомству одному, и пусть оно все это сделает и у нас будут на столе эти регламенты. Возьмут правила Евросоюза, надлежащим образом их обработают, скомпилируют и выпустят наконец. Потому что, мне кажется, это будет бесконечно продолжаться.
Государственная Дума с этим не справится. Правительство тоже уважаемый орган, у него много других всяких дел. Напомню для тех, кто подзабыл нынешние технические регламенты: это фолианты по 500-1000 страниц. Если мы будем устраивать демократические процедуры вокруг их обсуждения, мы никогда ничего не сделаем. В общем, беда просто. Поэтому задача двуединая: и сами регламенты подготовить, и процедуру поменять, Причем, на мой взгляд, второе еще важнее. Даю две недели для того, чтобы окончательно определиться с этим и внести предложения. Если нужно будет отменить закон – пожалуйста, я его отменю”.
Сегодня Президент сказал и о еще одной задаче, важной для получения качественного транспортного сообщения: сделать так, чтобы было выгодно использовать новые технологии при строительстве дорог, тем более что такие технологии в стране есть. И вот сегодня как раз Президенту показали некоторые инновационные разработки в области транспорта здесь, в Ульяновске, во время посещения им нового моста через Волгу и авиационного завода.
В огромных цехах Ульяновского авиазавода самолеты, олицетворяющие собой и прошлое, и настоящее, и будущее российской авиации. Одна из первых модификаций лайнера “Ту-204”, а рядом на стапеле первый экземпляр среднемагистрального “Ту-204СМ”.
В составе экипажа модернизированного самолета – только 2 пилота, а бортинженера заменяет вот такая интеллектуальная система управления самолетом.
А рядом с таким гигантом и “Ту-204” выглядит игрушечным. Именно в Ульяновске некогда выпускали самые тяжелые в мире транспортные самолеты “АН-124” “Руслан”.
В последний раз самолет “Руслан” сошел со стапелей завода больше десяти лет назад. С тех пор здесь занимались только обслуживанием готовых лайнеров. Но сейчас в производство самых больших в мире транспортников хотят вдохнуть новую жизнь. Даже спустя годы этим самолетам все еще нет равных.
На первом этапе на заводе надеются выпустить 30 самолетов. И это будут уже обновленные “Русланы” – с увеличенной грузоподъемностью и новым бортовым оборудованием. О перспективах завода глава государства говорил и с работниками авиационного комплекса.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: “Нам бы всем хотелось, чтобы у вас было больше заказов. Ну, это вопрос, конечно, рынка. И вопрос на улучшение, доводку самих моделей. Надо перспективные модели тоже новые создавать. Но и, может быть, возрождать то, что у нас сейчас не создается, ну, что зарекомендовало себя в мире. Вот тот же самый “А-124″. Рынок огромный в мире. Мне только что показывали, куда летают и в каких объемах грузы возят, а практически в мире самолетов не выпускается. Значит, кто-то все равно эту нишу заполнит. Лучше, если это будем мы”.
В Ульяновске Президент проехал и по новому мосту через Волгу. Строительство моста закончилось только что. А начиналось еще 25 лет назад. И тогда в Совете министров СССР решение о строительстве принимал Гейдар Алиев – первый президент Азербайджана и отец нынешнего лидера этой страны. Ильхам Алиев по приглашению Президента России сегодня приехал в Ульяновск для участия в церемонии открытия моста.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: “Этот мост, по сути, связывает части нашей огромной страны. С одной стороны – Европу. С другой стороны – Урал, Сибирь. Мост беспрецедентный и по своему строительству. И по своему размеру. Длина, только мостовой части 5,8 километра. Мы сейчас ехали с Ильхамом Гейдаровичем, едем, разговариваем, разговариваем, а мост все длится и длится. Просто фантастика”.
Ильхам Альиев, президент Азербайджана: “Я хотел бы поблагодарить вас, Дмитрий Анатольевич, за приглашение посетить Ульяновск и принять участие в открытии такого грандиозного моста. На самом деле это грандиозное и архитектурное, и транспортное сооружение. Мне также очень приятно сегодня быть здесь, как президенту Азербайджана и как сыну Гейдара Алиева – человека, который принимал участие в принятии решения о строительстве этого моста в 1984 году”.
Несмотря на долгое строительство, мост оказался примером использования новых технологий. Особо прочные материалы и специальная обработка металлических конструкций позволят продлить срок его эксплуатации. Президентам показали и другие инновационные разработки – терминал контроля за режимом труда водителей, макеты скоростных поездов, тренажер для подготовки к управлению кораблями и навигационный комплекс управления городским транспортом.
До этого дня в городе действовал только один мост, связывающий два берега Волги. В знак признательности Гейдару Алиеву, благодаря которому появился новый мост, в Ульяновске установили памятник первому президенту Азербайджана. А сегодня площади, где памятник сооружен, присвоили имя Гейдара Алиева. В этой церемонии приняли участие Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев. Президенты России и Азербайджана возложили цветы к подножию монумента.
Павел Краснов