Об экономике, политике и правде
В гостиную «Димитровград-панорамы» приходят деловые, интересные люди, которым есть что рассказать и читателю, и редакции. Такая форма общения нравится людям творческим, открытым. Они не боятся отвечать на удобные и неудобные вопросы журналистов, готовы вести беседу экспромтом. Наш сегодняшний гость – известный преподаватель Хайдар Яруллович Галиуллин.
Вот что говорят о Галиуллине его коллеги:
– Прежде всего, это неравнодушный человек. Кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления производством ДИТУДа. Согласитесь, это убедительные, яркие факты, характеризующие его как личность. Он постоянно совершенствуется, свои знания всегда применяет на практике, относится к категории успешных деловых людей. Хайдар Яруллович – общительный человек, который всегда имеет свою точку зрения, умеет ее обосновать и отстоять. Когда в конце 2004 года он баллотировался кандидатом в депутаты, у него были очень сильные соперники. Галиуллин не прибегал к излюбленным политимиджмейкерами приемам «черного пиара», он шел к победе принципиально честным путем. Результат – сегодня Хайдар Яруллович возглавляет одно из самых ответственных направлений в городском Совете депутатов третьего созыва. Он – председатель комитета по бюджету, финансовой и налоговой политике.
– Хайдар Яруллович, помните заглавный текст вашей агитки?
– Конечно. Я повторю его и сейчас, поскольку этот короткий текст воспринимается мной как руководство к действию. А слова обращения к избирателям были таковы: «Вы уверены, что ничего нельзя изменить после выборов? Кое-что все-таки можно и реально изменить. Моя главная задача – заботиться о народе».
– Изменилось ли что-либо после выборов?
– Ситуация в городе, конечно же, постепенно меняется. К власти пришли новые люди, поэтому каких-то глобальных социально-экономических рывков пока не ожидается. Но та экспертная работа по экономии средств в городском бюджете, которую тщательно проводит Совет депутатов, организована на профессиональной основе. И уже есть первые результаты.
– К обсуждению этой темы в нашем разговоре мы еще вернемся, но хотелось бы задать еще вот какой вопрос. Относительно городского бюджета. Как реально пополнить его доходную часть?
– Перед городом стоит очень сложная и важная задача по поиску резервов пополнения бюджета. Ведь нынешний бюджет катастрофически маленький – 664 миллиона для 136 тысяч населения. Тут уж, как говорится, не разбежишься. И какие-то серьезные программы на местном уровне принять невозможно только по этой причине. Но путь по увеличению доходной части бюджета все же есть: вхождение в различные программы через региональный и федеральный бюджеты. И эта задача вполне по силам нашему городу.
Конечно, в текущем году мы уже опоздали с вхождением в программы. Но для того, чтобы в них влиться в 2006-м, работу нужно начинать сейчас.
Если говорить о конкретных механизмах осуществления этой задачи в нынешнем году, я могу лишь определить ее направления. Ведь исполнительный орган – администрация города – должна активнее работать именно в этой части. Эффективность заключается не только в качественном сборе налогов, хотя и это очень важно. Можно же эффективней использовать потенциал имеющихся площадей (недвижимости). Нужно плотнее работать с предпринимателями, предоставлять на уровне города льготы для начинающих бизнесменов. Да и так называемая форма «единого окна» по оформлению документов не получила в Димитровграде должного развития. Никто из чиновников даже не подумал, как упростить оформление документов, как ускорить этот процесс по срокам. Хотя первоначальный шаг по объединению всей этой разрешительной системы под одной крышей уже сделан. Так нужно идти и дальше.
Вот, собственно, те направления, которые определяют ресурсы для пополнения городской казны.
– А как нужно работать с предпринимателями?
– Хорошо, что у нас мэр и многие мои коллеги из среды бизнесменов. Мы прекрасно понимаем, что предпринимателям нужно не мешать работать, а помогать, подсказывать, если в этом есть такая необходимость. Каждый предприниматель должен иметь свою нишу. При «раздаче» городского имущества приоритет – городским предприятиям, а не иногородним. Но инвестиции иногородних предприятий нам очень необходимы. И для того, чтобы пополнить городской бюджет, нужно регистрировать иногородние фирмы на территории Димитровграда. Это очень хороший тон. Но предприятия со стороны должны четко гарантировать новые рабочие места, высокую заработную плату, а также быть конкурентоспособными. Я знаю, что такой опыт накоплен в Татарстане, Самарской области. Впрочем, власть и предприниматели регионов-соседей отточили демократическую модель с четкими правилами игры. А четкие правила игры всегда гарантируют приход инвесторов. И не только. Тогда можно смело готовиться к вхождению в региональные и федеральные программы на серьезные объемы работ, где город эффективно может разместить и бюджетные деньги.
– В последнее время все обсуждают и такую тему, как благоприятная экономическая зона. Реальна ли она для Димитровграда?
– Вполне. Изыскивать дополнительные резервы для таких градообразующих предприятий, как ГНЦ РФ НИИАР, ДААЗ, «Химмаш» просто необходимо!
– А теперь давайте поговорим о вашей депутатской деятельности. Ведь Совету депутатов пришлось начинать год с принятия непопулярных мер…
– Это был трудный шаг, но необходимый. Тариф на тепло и горячее водоснабжение с марта текущего года был повышен. На пленарном заседании я проголосовал за увеличение тарифной ставки по нескольким причинам. С начала 2005 года по решению федеральной власти повысились цены на газ и электроэнергию, поставляемые в городские теплоснабжающие организации. Естественно, расходы теплоисточников тоже возросли, сказывалась нехватка оборотных средств. Тем не менее, тепло и горячая вода в квартиры димитровградцев поступали в полном объеме, а население оплачивало услуги по тарифу прошлого года. Из этого следует, что долги теплоисточников увеличивались, и город вполне мог повторить «ульяновский вариант». И чтобы этого не случилось, пришлось из двух зол выбирать меньшее. Однако в перспективе рост этого вида тарифов может быть остановлен.
– Интересно, как?
– В городе действует принятая Советом депутатов второго созыва программа энергосбережения. Ряд мероприятий, запланированных программой, видится мне достаточно эффективным. Окупаемость затрат на реализацию этого документа по ряду разделов составляет всего один год! Тем не менее, программа не финансируется из-за отсутствия средств в бюджете. Думаю, что в следующем году, при
непосредственном участии депутатов, расходы по этому направлению обязательно будут предусмотрены. Мы будем настаивать и на доработке, расширении, повышении эффективности новой, но уже долгосрочной программы. При этом в ее разработке должен быть использован опыт соседних регионов. В Казани, например, мероприятия по энергосбережению проводятся в течение пятнадцати лет. Я отправил запрос в государственное унитарное предприятие «Таткоммунэнерго», которое имеет собственную производственную и проектную базу, и оно выразило готовность участвовать в разработке и внедрении программы в нашем городе. Гарантийное письмо от руководства ГУПа получено. Этот вопрос уже обсуждался на совещании председателей профильных комитетов Совета депутатов и получил положительную оценку, в ближайшее время мы выступим с инициативой по организации совместной работы в этом направлении.
– Реально ли приостановить рост других тарифов на жилищно-коммунальные услуги?
– Конечно. Тариф на обслуживание жилого фонда реально удержать на уровне прошлого года. Это станет возможным в ближайшее время, когда управляющая компания перейдет на упрощенную систему налогообложения, освободившись тем самым от уплаты НДС. Сегодня управляющая компания представляет собой неповоротливую, неэффективную структуру, которая не в состоянии обеспечить требуемое техническое обслуживание жилого фонда города. В ближайшее время на ее основе будет создано несколько самостоятельных предприятий, которые и будут предоставлять населению эту услугу.
– Самостоятельные предприятия. Какова у них будет форма собственности, частная? Наше население не очень-то доверяет частнику…
– Скорее всего, это будет ООО. Ну, а тот факт, что население не очень-то доверяет частнику, – это особенность нашего менталитета. Все мы должны понимать, что переход страны на рыночные рельсы диктует изменение всей системы предоставления населению жилищно-коммунальных услуг. Этот процесс неизбежен, хотим мы этого или нет. Более того, изменение подходов в конечном счете приведет к повышению эффективности работы коммунальных предприятий и уменьшению стоимости платежей населения.
– Как это будет выглядеть на практике?
– Возьмем, к примеру, любой жилой дом. В его уходе заинтересованы люди, которые в нем проживают. А существующая система ухода выстроена таким образом, что жильцы ежемесячно оплачивают услуги дворника, сантехника, ремонта кровель, швов, подъездов по усредненному тарифу. В итоге горожане платят за ремонт в течение нескольких лет и не всегда фактически эту услугу получают. Что делать?
Я вижу выход в создании стройной системы товариществ собственников жилья. В этом случае ТСЖ на общем собрании жильцов будет принимать решение, когда и в каких объемах проводить ремонтные работы по дому и самостоятельно выбирать при этом предприятие, которые эти работы будет проводить на более выгодных условиях. В этом случае расходы населения по этому виду платежей значительно снизятся и будут сводиться в основном к оплате ставки дворника, полставки сантехника, а также работы председателя и бухгалтера ТСЖ, избранных из числа самих жителей дома. Для ТСЖ не нужны посредники, это тоже выгодно.
Горожане, проживающие в относительно новых постройках (около пяти лет), могут организовать ТСЖ уже сейчас. Если жилому фонду больше десяти лет, в нем необходимо сделать капитальный ремонт, после чего можно создавать ТСЖ. Этот путь подсказывает мировая практика.
– Чуть выше мы говорили с вами о менталитете. Организовать жильцов в ТСЖ будет не так-то просто. Во многих подъездах есть, к примеру, неблагополучные семьи, многие квартиры сдаются в наем и т.д.
– Да, это не такой интенсивный процесс. Но начинать когда-то надо. Конечно, трудностей на начальном этапе не избежать, в своих же домах мы сами должны быть хозяевами. Почему состояние той территории, которая остается за дверью нашей квартиры, не волнует большинство горожан? Там можно и мешок с мусором оставить, и домашнее животное выпустить погулять, и окурки бросать… Так не должно быть в принципе!
– Хайдар Яруллович, мы с вами целиком согласны. Но у нас осталась не обсужденной тема городского общественного транспорта. Насколько нам известно, вы возглавляли комиссию по проверке экономической обоснованности стоимости пассажирских перевозок. И надо сказать, что результаты экспертизы после опубликования в нашей газете нашли горячий отклик у горожан.
– Ну, что ж, давайте обсудим и эту тему. В феврале перевозчики вышли с предложением о повышении платы за проезд в городском общественном транспорте. Надо заметить, что этот вопрос не входит в компетенцию Совета депутатов, но, учитывая его социальную значимость, мы создали комиссию по проверке экономической обоснованности стоимости пассажирских перевозок. В нее вошли мои коллеги – В. И. Аношкин и А. В. Качурин. Мы детально изучили ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке пассажирских перевозок. Работа шла по нескольким направлениям. Комиссией был проведен анализ расчета себестоимости перевозки одного платного пассажира на основании информации, предоставленной частными перевозчиками, существующих нормативов, а также сравнения с расчетами транспортных предприятий Тольятти, Ульяновска, Казани. В итоге была выявлена необоснованность расчетов износа шин, расхода горюче-смазочных материалов, амортизации. В частности, пробег автошин по существующим нормативам составляет минимум 70 тысяч километров, в то время как перевозчики закладывают в повышенный тариф всего 30 тысяч километров. Амортизация рассчитана на уровне 30 процентов, хотя столь высокий процент берется только в условиях гиперинфляции и на самом деле должен составлять 14-15 процентов. Выявлено завышение расчетов и по другим статьям, в результате чего комиссией был сделан вывод, что себестоимость перевозки одного пассажира составляет 5 рублей 59 копеек. При этом существующий тариф на проезд в размере 6 рублей приносил перевозчикам прибыль на уровне 7 процентов, что является хорошим показателем, достаточным для существования и развития предприятия.
– И все-таки после 20 марта стоимость проезда увеличилась…
– Выводы нашей комиссии были рассмотрены в Совете депутатов на заседаниях профильных комитетов, однако транспортники не сделали никаких попыток оспорить наши расчеты. В настоящее время стоимость проезда устанавливается самими транспортниками по согласованию с комиссией по транспорту, действующей при администрации города. Однако и здесь результаты работы комиссии не были приняты во внимание. Сегодня создалась ситуация, когда рост цен на проезд практически не управляем.
– Каков выход из ситуации?
– Есть несколько путей выхода из сложившейся ситуации. Изыскать средства в бюджете города для организации перевозок муниципальным транспортом. Это можно сделать поэтапно, в течение трех-пяти лет. Другой путь – пригласить на конкурсной основе перевозчиков соседних регионов – Самары, Ульяновска, Казани – или выйти к димитровградским предпринимателям с предложением о создании в нашем городе автотранспортного предприятия на основе объединения капитала. Реализация каждого из этих путей создаст здоровую конкуренцию в данной сфере и приведет в конечном итоге к прекращению неуправляемого роста цен на проезд в общественном транспорте.
– Понятно. Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к критике?
– К критике в значении обсуждения или разбора с целью оценить, выявить недостатки, отношусь положительно. Критика должна быть обоснованной и глубокой, а с теми, кто судит обо всем поверхностно, даже и в спор вступать не стоит. Для меня всегда важна обоснованная, реальная правда.
– Спасибо вам за беседу. Желаем успехов. И если вы всегда будете следовать принципу – правда важнее, действительно в этой жизни что-то можно изменить к лучшему. До встречи в «ДП»!