Как мы уже писали, с 1 января обслуживание всей сетки городских и областных камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД перешло под АНО «Цивилизация». Последнее предоставило статистику по количеству зафиксированных нарушений. Хорошо видно, что установка новых камер в новых точках города приносит свои плоды: за первую неделю января зафиксировано в полтора раза больше превышений допустимой скорости (от 20 до 40 км/час) – количество постановлений выросло почти до 5 тысяч. А вот на проезде на «красный» / стоп-линии за новогодние праздники поймали только одного водителя.

По программе развития инфраструктуры планируется модернизировать более двух десятков рубежей (сейчас они находятся на балансе области) и установить 105 новых, увеличив их общее количество до 198 (в том 20 – на нарушение правил проезда перекрестка; 23 – на пешеходов; 41 – на нарушение скоростного режима (средняя скорость) и т.д.)

По словам директора «Цивилизации» Зуйкова, на конкурсе по отбору производителей оборудования на каждую позицию претендовали до десятка компаний. Перед заключением контрактов комплексы тестировали: одновременно на одну опору устанавливали несколько рубежей для сравнения их функционала и характеристик:

«Значение имели даже удобство и скорость их монтажа и подключения. Это важный критерий, поскольку планируется изменять места установки камер, чтобы избежать «эффекта привыкания». Камеры в первую очередь устанавливаются на аварийно опасных участках как в населенных пунктах, так и за их пределами. Например, существенный уровень ДТП фиксировался на дороге федерального значения Р–178 Ульяновск –Димитровград – Самара. Отчасти объяснялось это тем, что рубежей там не было, однако после их установки ситуация значительно улучшилась».

Согласно финансовой модели АНО финансируется за счет субсидий, поступающих от штрафов за нарушение ПДД. В прошлом году на цели организации фото– и видеофиксации из областного бюджета выделили 540 тыс. рублей и 2,6 млн – из городского.  На 2018– 2020 годы предусмотрено 687 млн руб. ежегодно, но сумму могут скорректировать в меньшую сторону по итогам работы и ежеквартальным отчетам. В общем АНО планирует привлечь более 2 млрд руб. частных инвестиций.

«Особенность в том, что некоммерческая организация перечисляет собранные штрафы в региональный дорожный фонд, который только после этого перечисляет ей субсидию. Фактически АНО выступает интегратором, взаимодействуя с производителями оборудования, телеком–компаниями, обслуживающими организациями, и предоставляет региону готовую услугу. Мы жестко привязаны к оплате, и сначала должны выполнить свой объем работ, – пояснил Зуйков. – Для сравнения: концессия предполагает фиксированный платеж, который бюджет обязан обеспечивать на протяжении десяти лет или больше, при том что у государства будет минимум возможности контроля за действиями самого исполнителя. Для бюджета выгоднее платить аренду без затрат на капитальные вложения. В данном случае АНО «Цивилизации» несет также все сопутствующие затраты – это оплата почтовых услуг, обслуживание оборудования центра автоматизированной фиксации административных правонарушений, а также
все затраты на техническое обслуживание и содержание рубежей».

АНО рассчитывает, что бюджет области пополнится на сумму 393 млн руб. за счет штрафов от системы автоматического весогабаритного контроля и на 812 млн руб. – за счет штрафов за нарушение ПДД. 422 млн руб. из этой суммы направят в дорожный фонд; 293 млн руб. пойдут на оплату услуг по фиксации штрафов ПДД, 129 млн рублей – на оплату налогов по имуществу дорожного хозяйства, которые поступают в доход бюджета на социальные обязательства. В итоге в областной бюджет поступят 519 млн рублей.