На протяжении последних двух десятков лет парусный спорт в Ульяновске практически не развивался. Для города с шикарной акваторией это сродни быть «сапожником без сапог». Но сейчас ситуация изменилась: несмотря на очень скудное бюджетное финансирование, ульяновские яхтсмены начали принимать соревнования всероссийского уровня и сами пробовать свои силы в других городах. Пока практически все расходы ложатся на плечи родителей юных спортсменов. Но интерес к спорту растет: уже есть спонсоры, которые покупают для ребят лодки. Энтузиасты надеются, что рано или поздно дойдет и до полноценного финансирования из бюджета и привлечения хороших внебюджетных средств.

Юные ульяновские яхтсмены, воспитанники тренера секции парусного спорта Ульяновского училища (техникума) Олимпийского резерва Андрея Тараканова только что вернулись с первенства Приволжского федерального округа. Ребята выступали в классах «Кадет» и «Оптимист», для многих из них это стал первый выезд на подобные соревнования. Но поездка состоялась, скорее, вопреки, а не благодаря.


Выезд в Тольятти организовали экс-президент Федерации парусного спорта Ульяновской области Станислав Рачков, а также активные родители – известный ульяновский айтишник Илья Валкин и Сергей Яшин. Яхты «Оптимист» были закуплены для яхтсменов училищем Олимпийского резерва, а вот «Кадеты» к соревнованиям готовили всем миром. Некоторые лодки были старше ребят более чем в три раза! В Ульяновск их привезли из соседних регионов, дети с родителями ремонтировали их своими руками. Паруса (по три комплекта – гоночный, тренировочный и клубный) помог купить основатель компании Simbirsoft Сергей Юркин. А брендировали их с помощью руководителя Агентства технологического развития Ульяновской области Вадима Павлова под образовательную площадку “IT-куб.Ульяновск”, где бесплатно занимается более двух тысяч детей.

– С конкурентами у наших ребят были совершенно разные «весовые категории». Большинство из них впервые на больших межрегиональных соревнованиях и имеют лишь 1-е юношеские разряды (а их соперники – 1 и 2 взрослые разряды). Но, несмотря на это, наши ребята показали очень неплохие результаты, – рассказал Илья Валкин.

По его словам, родителям хотелось бы больше поддержки со стороны властей:

– Наша сборная представляет Ульяновскую область на максимально хорошем уровне и нам не стыдно, когда наш флаг развевается на набережной, где стоит больше 100 лодок. Но почему за это должны платить родители? Даже если нет бюджета, есть резервные фонды, можно было бы покрыть расходы хотя бы на проживание детей. Хочется комплексного подхода, плодотворного взаимодействия федерации и Минспорта, – считает Валкин.

В ноябре наши ребята отправятся на завершающие в этом году соревнования – 33-ю Геленджикскую регату. В прошлом году симбирянка Лиза Тараканова заняла на ней первое место в своей группе. Это был первый выезд ульяновских детей на соревнования федерального уровня за последние 30 лет.

Разомкнуть круг

Сейчас в Ульяновске действуют две детских секции парусного спорта – одна на правом берегу (от училища Олимпийского резерва), одна – на левом (городское МБУ «Яхт-Клуб»). Занятия в них бесплатные, правда, из-за того, что материально-техническая база очень устарела, родителям приходится в нее вкладываться – они обновляют лодки, покупают паруса.

В советские времена парусным спортом в Ульяновске занимались до 200 детей. Но с 1990-х и до начала 2020-х был большой провал. Для Ульяновской области этот вид спорта не считается базовым, а потому финансируется по остаточному принципу – на протяжении многих лет это было по сути никак. Около трех лет назад детский парусный спорт начал возрождаться благодаря родителям-энтузиастам и приходу на тренерскую работу замечательного профессионала Андрея Тараканова.

– Просто так денег на развитие никто не даст. Это замкнутый круг: нет результата – нет финансирования со стороны Минспорта, а нет финансирования – нет результата. Мы из него начали выходить через привлечение спонсоров, работать с российской Федерацией парусного спорта. В итоге в этом году провели в нашем регионе три соревнования федерального уровня, – рассказывает президент региональной Федерации парусного спорта Олег Афанасьев.

В Димитровграде этим летом прошел Чемпионат России в классе яхт «Микро» среди взрослых (с 14 лет), в Ульяновске – Кубок России в классе Четвертьтонник и 2 этап Кубка класса Open 800 (в будущем году у нас же проведут уже Чемпионат России по этим классам). И самое главное – в августе прошло Первенство России в классах «Европа», «Зум 8» и «Кадет», в котором приняли участие более 150 детей со всей страны.

– Бюджет таких гонок – 1-1,5 млн рублей. Самая затратная статья – обеспечение соревнований. Судейская коллегия состоит из 20 человек, есть судьи-волонтеры, а есть профессиональные судьи, которые получают вознаграждение. Ульяновская область слабая в плане судей высшей категории, поэтому приходится приглашать из Москвы, Тольятти, обеспечивать им проезд и проживание. Также средства идут на организацию церемоний открытия и закрытия, медицинское обеспечение, – говорит Афанасьев.

Региональное Минспорта выделило на проведение Первенства России 400 тысяч рублей (а в общей сложности на три соревнования, которые прошли в этом году, 850 тысяч). Остальное добирали за счет спонсоров. По словам президента Федерации, проводить взрослые соревнования в финансовом плане проще: стартовый взнос там довольно серьезный в отличие от детских (2000 рублей с человека).

Но, по словам Олега Афанасьева, главная проблема в развитии парусного спорта в Ульяновске не деньги, а отсутствие тренеров. На весь город их всего два – один на левом берегу, другой – на правом. Чтобы привлечь профи из других городов, нужна достойная зарплата и жилье. Но этот вопрос в перспективе решаемый.

– На протяжении лет десяти развитие парусного спорта шло постепенно, а за последние три года произошел качественный скачок. Люди понимают, что нельзя не использовать такую шикарную акваторию. И включают нас в свои благотворительные программа. Есть спонсоры, которые сами к нам приходят с предложением поддержать. Для детских соревнований один из резидентов промзоны «Заволжье» приобрел два «Кадета». Есть компании, которые хотят вступить в нашу федерацию как юрлица, мы планируем сформировать попечительский совет. Так что двигаемся вперед, – отмечает Афанасьев.

Пока в двух детских секциях «живых» 15 лодок на левом берегу и 12 – на правом. Есть те, что приобретены по муниципальной программе, профинансированные через федерацию, купленные на родительские и спонсорские деньги. Один «Кадет» стоит 450 тысяч рублей. Но лодки бывают разные и по функционалу, и по цене. В «арсенале» юных ульяновских яхтсменов – тренировочные судна, показать на них высокие результаты без серьезных доработок сложно.

Директор училища (техникума) Олимпийского резерва Сергей Кузьмин говорит, что кадровую проблему пытаются решить привлечением в тренеры молодых перспективных людей. Будут учить студентов на заочном отделении, воспитывать помощников тренеров, которые в перспективе сами смогут работать с детьми.

– Ставим задачу, чтобы отделения парусного спорта было минимум 3-4 тренера и более современная материально-техническая база. Предложения по развитию есть, в ближайшее время хотим представить их губернатору и министру спорта. Детям нужны новые яхты разных классов: наши. «Оптимисты», «Лучи» и «Кадеты» через год-два будут им малы, – говорит Кузьмин.

Яхта для вуза

«Ульяновск больше не «сапожник без сапог», – считает Олег Афанасьев. Чем больше соревнований будут проводить в регионе, тем выше шансы на финансовую и организационную поддержку. Расчеты здесь просты: на одно соревнование всероссийского уровня нужно 1,5 млн рублей, плюс 700-800 тысяч рублей в год на зарплату тренера, плюс на закупку 20 новых лодок – 10 млн.

– Мы уже подали заявку в Федерацию парусного спорта России на проведение первенства ПФО в Ульяновске (это то самое соревнование, которое в этом году прошло в Тольятти и где принимали участие наши дети). Участников ожидается очень много, до 300 человек. Это будет знаковое событие для нашего города. Также запланировали проведение Чемпионата России среди крейсерских яхт (ожидаем, что к нам прибудут 50 судов, а это около 250 участников), этап кубка России в классе яхт «Микро», – делится планами президент Федерации.

А Сергей Кузьмин считает, что через год-два можно ввести в программу студенческой универсиады соревнования по парусному спорту:

– Приобрести яхту федеральные вузы вполне могут себе позволить. Это помогло бы развивать очень подходящий для нашего региона вид спорта.