8 февраля в Большом зале Законодательного Собрания состоялся «круглый стол» по обсуждению проекта федерального закона «Об образовании» и проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Организатором дискуссии выступил комитет по социальной политике Законодательного Собрания. Целью «круглого стола» стала выработка мнений профессионального сообщества в отношении проекта новых образовательных стандартов и доведение позиции педагогов до федерального центра, в частности до Председателя комитета Государственной Думы по образованию, депутату Государственной Думы от Ульяновской области Григория Балыхина.

В мероприятии приняли участие председатель комитета ЗСО по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи, лидер регионального отделения партии «Единая Россия» Игорь Тихонов, его заместитель Ростислав Эдварс, руководитель фракции КПРФ в ЗСО Александр Кругликов, его однопартиец Алексей Куринный. Министерство образования Ульяновской области представлял заместитель министра Иван Мельников. В работе «круглого стола» приняли участие руководители муниципальных органов управления образованием региона, известные педагоги Ульяновской области.

Открывая дискуссию, Игорь Тихонов отметил, что реформы российского образования и образовательных стандартов назрели, но необходимо сделать так, чтобы все было максимально сбалансировано и устраивало максимальное число жителей Российской Федерации. Поэтому крайне необходимо провести всемерное и подробное обсуждение проекта закона «Об образовании» и новых образовательных стандартов – ведь речь идет о будущем наших детей и страны в целом. По мнению председателя комитета, законодательные инициативы в области образования направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые успешно смогут работать в условиях модернизации экономики. В то же время, – считает он, – необходимо сохранить все лучшее, что есть сегодня в российской системе образования.

– Есть мнение, что новые образовательные стандарты, которые пока являются лишь проектом, предполагают жесткую профилизацию образования с исключением из программы старших классов ряда обязательных сегодня предметов. Такая профилизация действительно необходима, так как нельзя отлично знать все предметы, – высказал свою точку зрения Игорь Тихонов. – В то же время проект новых образовательных стандартов вызывает неприятие среди большого числа профессиональных педагогов и родителей, поэтому невзвешенных, схематичных решений здесь быть не должно. Но надо помнить, что школа всегда отражает те изменения, которые происходят в обществе, и обеспечивает решение задач, которые ставит общество

Позицию многих педагогов выразил народный учитель РФ Юрий Латышев, отметивший, что резкие изменения в области образования могут быть для общества опасными.

– В сфере образования я вижу следующую национальную идею, ее мог бы высказать преподаватель вуза: «Школа, дай нам образованного человека, а математика мы из него сделаем сами». Но сейчас высшая школа и государство пытаются ставить другую задачу: «Школа, дай нам уже готового математика (физика, химика, лингвиста)». Мне кажется, это неверный подход», – резюмировал Юрий Латышев.

По словам заместителя председателя комитета по социальной политике, педагога Ростислава Эдварса, проект новых образовательных стандартов создает впечатление, что в старших классах останется лишь четыре обязательных предмета «Россия в мире», физическая культура, ОБЖ и выполнение индивидуального проекта. Причем идут разговоры о том, что едва ли не сам ученик будет выбирать себе предметы. Ростислав Эдварс подчеркнул, что необходимо внести ясность в этот вопрос.

Депутат от фракции КПРФ Александр Кругликов отметил, что, прежде всего, необходимо значительно увеличивать финансирование российского образования из бюджетов всех уровней. Острой проблемой остается невозможность для директоров школ платить стимулирующие выплаты педагогам. Сама профессия учителя остается в России не престижной, низкооплачиваемой, образование все острее испытывает нехватку кадров.

В целом представители педагогического сообщества высказались за то, чтобы ученики в рамках государственного стандарта (обязательного допустимого минимума знаний) изучали все предметы, а профилизация, по их мнению, должна выражаться в глубине изучения того или иного предмета. Крайне неверно было бы, если б ученик отказался вообще от изучения, к примеру, литературы, физики или химии. Особую опасность профилизация представляет для сельской школы, где ее внедрять из-за малого количества детей просто невозможно. Возникает при такой системе и потенциальная опасность для перехода ученика из одной школы в другую, так как в учебных заведениях могут быть разные учебные планы. По мнению педагогов, в России должна быть универсальная базовая образовательная программа, а также сохраняться преемственность образования.

По итогам «круглого стола» решено разработать документ с предложениями и рекомендациями его участников, который затем будет направлен в Государственную Думу Российской Федерации.