Год литературы в Ульяновской области не отмечен обилием изданных книг местных поэтов и прозаиков. Говорят, в бюджете не хватает на это средств.
Возможно. Ну, а местные авторы не настолько богаты, чтобы издаваться на свои, кровные. Поэзия и проза – дело неплохое – но есть и жить тоже хочется…
Зато в конце мая в издательстве «Корпорация технологий продвижения» вышла в свет уникальная антология «Ульяновская словесность: начало XXI века». Тут под одной обложкой объединились сразу все наши современные симбирско-ульяновские литераторы.
И очень хорошо, что региональная власть нашла-таки средства, дабы это благородное дело осуществить.
Так « Отчизна поэтов» обрела, скажу так, свой «словотворческий памятник».
Чтобы понять, «из какого сора растут стихи» на земле симбирской, я пообщался с редактором и составителем антологии, известным поэтом и краеведом Николаем Маряниным.
Разговор получился такой.
– Николай Викторович, Вы, как я знаю, вплотную занимались этим проектом… Поведайте в общих чертах, что это за издание, кто автор сей полезной идеи?..
– Идея витала в воздухе давно. Вообще удивительно, что подобная книга не появилась у нас раньше, ведь многие другие регионы России свои антологии выпускают регулярно. А нам вот Год литературы помог, слава Богу… Хотя первый опыт всё-таки состоялся в 2005 году, когда была издана книга «С любовью трепетной…» Солидный том с краеведческим уклоном, в котором собрались произведения о родном крае. Её составителем и редактором был Вячеслав Егоров, а я готовил в неё блок современной поэзии о малой родине. Книга тогда получилась насыщенной и объёмной, но далеко не полной, многие литераторы края в неё не вошли. Да и невозможно физически втиснуть в одну книгу произведения всех симбирских поэтов и писателей за последние три столетия… Поэтому к Году литературы было запланировано выпустить по областной программе книгоиздания двухтомную антологию. Но… решили всё-таки издать лишь один том с произведениями наших современников, ныне живущих или покинувших этот мир в последние годы.
– И поэтому книга получила название «Ульяновская словесность: начало XXI века».
– Издание включает и прозу, и стихи? Что помешало разделить эти жанры по двум книгам?
– Изначально так и задумывалось – один том прозы и один том поэзии. Но на две книги банально не хватило средств, и пришлось готовить лишь одну, с произведениями только современных прозаиков и поэтов. Меня попросили стать составителем и редактором антологии, когда времени на размышление уже не было, на сбор и обработку материалов отводилось всего полтора месяца… Председатель нашей писательской организации Ольга Шейпак занялась отбором прозы, а мне, естественно, досталась поэзия. Составили список авторов, разослали всем письма, и карусель закрутилась. Чтобы уложиться в срок, каждый день нужно было полностью готовить подборки трёх-четырёх авторов, с фотографиями и полными биографическими данными. Главным моим помощником в Димитровграде стал председатель местной литературной организации «Слово» Юрий Шерстнёв, а в Ульяновске — редактор журнала «Симбирскъ» Елена Кувшинникова. Ну и моя домашняя библиотека помогла, в которой за 30 лет скопилось много книг, в разное время подаренных мне местными авторами. За полтора месяца пришлось перечитать больше 10 тысяч стихов, чтобы отобрать из них лучшие. В итоге в антологию вошло 1320 стихотворений и 60 произведений прозы.
– Каков был принцип отбора?
– Старался никого не забыть. Для нашего региона количество авторов рекордное – 159 поэтов и прозаиков, связанных с Ульяновской областью. И все они наши современники! Заявок было ещё больше, но около 40 авторов пройти творческий отбор не смогли… При этом их принадлежность к профессиональным литературным объединениям не являлась обязательной.
– При отборе стихов учитывал безупречную форму и технику стихосложения, стилистику, лексическое многообразие, яркость содержания. Конечно, сыграло роль и моё субъективное мнение, другой составитель наверняка отобрал бы другие стихотворения. У большинства из 120 поэтов, попавших в книгу, есть из чего выбирать лучшие стихи. Но для некоторых авторов публикация в антологии — это и большой аванс, стимул для творческого совершенствования…
– В последние годы один за другим ушли из жизни многие ульяновские литераторы… Они представлены в антологии?
– Несомненно, представлены. В книге опубликованы произведения 35 авторов, покинувших этот мир в последние 10-15 лет. Открывает антологию поэт-фронтовик Николай Левинтов, он родился в 1914 году, а скончался в 2003-м. Есть в этом списке и яркие молодые авторы, к примеру, известная всем Елена Токарчук. И вообще за последние 8 лет какой-то поэтомор поразил наш край, за эти годы мы проводили в последний путь 30 наших коллег. Только в этом году их трое — Юрий Селивёрстов, Николай Романов и Василий Коробков. Книга призвана в том числе и сохранить память о них… Ну а 124 автора антологии продолжают творить, дай Бог им здоровья. В целом же книга представляет собой литературный портрет эпохи, написанный ульяновскими авторами, перешагнувшими исторический рубеж от второго к третьему тысячелетию.
– А насколько широка география наших писателей и поэтов? Не все же они живут в Ульяновске?
– Большинство авторов у всех на слуху, местным читателям известны и представляют города и райцентры нашего региона – Ульяновск, Димитровград, Инзу, Барыш, Сенгилей, Новоульяновск, Карсун, Кузоватово, Майну, Базарный Сызган, Новую Малыклу, Старую Майну, Сурское, Большое Нагаткино, а также многие селения в районах области. В то же время, 36 прозаиков и поэтов представляют сегодня другие регионы России — Москву, Санкт-Петербург, Псков, Курск, Краснодар, Волгоград, Саратов, Оренбург, Тольятти, Сызрань, Саранск, Чебоксары, Казань, Новосибирск, Каменск-Уральский, Тюмень, Самарскую и Пензенскую области, Краснодарский край. Среди них есть известные ульяновцам имена — Николай Краснов, Владимир Пырков, Анатолий Жуков, Николай Нарышкин, Анатолий Калачёв, Владимир Мельник, Александр Андрюхин, Людмила Ртищева, Рамиль Сарчин, Ирина Богатырёва… Так что, учитывая географию проживания авторов, книгу можно назвать и антологией российской словесности. А четверо наших земляков прославились своим творчеством и за рубежом — Юрий Грунин в Казахстане, Алексей Ланцов в Финляндии, Валерий Винокуров в Париже, Геннадий Русаков в Нью-Йорке. Некоторые талантливые литераторы не посещали родные места уже десятки лет и были растроганы до слёз, что на малой родине их имена не забыты. По моей просьбе двое из них уже написали свои воспоминания о малой родине для журнала «Симбирскъ» — уроженка села Никулино Николаевского района Валентина Коркина, живущая сегодня в Курске, и Владимир Виноградский из Москвы, в свои 77 лет ещё работающий на факультете журналистики МГУ, а своё первое стихотворение он опубликовал в далёком 1954 году в Мелекессе, в городской газете…
– Полузабытые и совсем забытые имена тоже будут присутствовать? Можете об этом поподробнее?
– Некоторых я уже назвал… И вообще, значительную часть авторов антологии можно отнести к белым пятнам ульяновской словесности. О них или никто ничего у нас пока не знает, или имеются лишь поверхностные представления о их жизни и творчестве. К примеру, писатель Константин Лагунов являлся почётным гражданином города Тюмени и заслуженным работником культуры России, 20 лет руководил Тюменской областной писательской организацией, его имя носит областная детская библиотека в Тюмени, на доме, где он жил, установлена памятная доска. А родился Лагунов в нашей Старой Майне… Иван Калинкин – лауреат Государственной премии и народный поэт Мордовии, заслуженный деятель культуры России, жил в Саранске, а родом из села Челдаево Инзенского района. Народный поэт Татарстана, лауреат Государственной премии России Ренат Харис живёт в Казани, а родился в селе Елховое Озеро Цильнинского района… Валентин Курбатов — один из ведущих в России литературных критиков, литературовед, прозаик, академик Академии российской словесности, член правления Союза писателей России, друг Валентина Распутина, его место рождения — посёлок Новочеремшанск Новомалыклинского района, а сейчас он живёт в Пскове… Заслуженный работник культуры Чувашской Республики прозаик Пётр Маркин живёт в Чебоксарах, родом из села Елаур Сенгилеевского района… Ещё один друг Распутина, прозаик Эдуард Анашкин, жил в Ульяновске, окончил наш педагогический институт, лауреат нескольких литературных премий, живёт сейчас в Самарской области… Заслуженный работник культуры Кубани прозаик Николай Ивеншев родом из Верхней Мазы Радищевского района, проживает в Краснодарском крае. Поэта Геннадия Русакова знает вся Россия, он постоянный автор журналов «Знамя» и «Новый мир», лауреат Российской национальной премии «Поэт», живёт в Нью-Йорке и в Москве, а с младенчества до отрочества жил у бабушки в Мелекессе… Среди членов Союза писателей России есть и менее именитые, но не менее талантливые: Владимир Першанин, автор более 40 книг военной и исторической прозы, живёт в Волгограде, а родился в Чамзинке Инзенского района; поэтесса Виктория Хвалова из посёлка Сурское, жила в Пензенской области, сейчас переехала в Краснодарский край; фантаст Олег Маркелов из Димитровграда, проживающий в Москве; оренбургский поэт Юрий Селивёрстов, родом из Инзы; прозаик из Барыша Виктор Трошин, живший в Сызрани; критик, прозаик, публицист и литературовед из Новосибирска Алексей Горшенин, который родился в Ульяновске, он написал и издал в 2014 году уникальную энциклопедию «Литература и писатели Сибири», объединив в ней многих авторов огромного региона России…
– Что-нибудь Вам особенно приглянувшееся можете прочитать?
– Настоящий самородок, о котором пока мало кто у нас знает, поэт Сергей Тришкин. Он родился и похоронен в селе Валгуссы Инзенского района, а всю жизнь прожил в Тольятти. Я когда-то впервые о нём услышал от Анатолия Чеснокова, а при подготовке антологии вспомнил об этом и разыскал его родного брата в Инзе. При жизни Сергей Тришкин успел издать только одну книгу, её потом переиздали в Самаре и посмертно приняли поэта в Союз писателей России. Писал он удивительно точные, яркие и музыкальные стихи о деревенской жизни…
Катится яблоком красным
Солнце по скатерти белой.
Утро рождается ясным
После пурги ошалелой.
Светит алмазным обманом
Тихой речушки стекло.
Под покрывалом багряным
Дремлет в сугробах село.
В чуткой заснеженной рани,
Выйдя из мёрзлых сеней,
Слышат далёко сельчане
Говор осипших саней…
– Можно назвать эту книгу энциклопедией современной ульяновской литературы, в ней опубликованы также фотографии и биографические данные авторов.. Указаны и их достижения, есть среди них заслуженные работники культуры России и её регионов, народные поэты национальных республик Поволжья, лауреаты Государственных премий, почётные граждане городов и районов страны, кавалеры боевых и литературных орденов и медалей. Жаль, что на цветные фотографии авторов не хватило средств, в чёрно-белом варианте их качество заметно снизилось… . Не сомневаюсь, антология станет хорошим подспорьем для учителей русского языка и литературы, библиотекарей, работников культуры, всех любителей художественного слова нашего региона, поможет им найти для себя яркие маячки в бескрайнем море современного литературного изобилия. Слово «антология», как известно, в переводе с греческого означает собрание цветов. И эта книга как бы представляет большой и яркий букет писательских талантов….
– Большая надежда на библиотекарей и учителей литературы, если они будут использовать антологию в своей повседневной работе. Мы же планируем в июне провести презентацию книги в Ульяновске и в Москве на Красной площади.
– Вот такая была беседа.
Теперь добавлю кое-что от себя. Так сказать, «по поводу».
Я не назвал бы литературную жизнь и работу местного отделения Союза российских писателей весьма деятельной. Как-то вразнобой, от случая к случаю возникают представители этой общественной организации на авансцене общественного бытия губернии. Причины того разнообразны и глубоки, не время и не место сейчас о том толковать — но как-и оживлять литературно-просвещенческую работу в регионе все же надо бы.
Второе. Практически отсутствует в литжизни региона такая ветвь словтворчества, как литературная критика. То ли стесняются местные литераторы друг друга- то ли убеждены, что создают исключительно шедевры.
Третье. Уж сколько лет идут разговоры о создании некого магазинчика, «писательской лавки», где продавались бы книги местных литераторов. Но эта «повозка» так с места и не трогается. Да и есть ли кому ее привести в движение? И как? Я не спец по маркетингу и торговле – но необходимость такой «лавочки» для пишущей братии ощущаю..
И последнее. Низко кланяюсь, как писатель и читатель, составителю и редактору Антлогии Николаю Марянину за тот весьма нелегкий труд, который он свершил. Ибо еще в древнерусской «… Повести о горе и злосчастии…» сказано, что события и дела, не отлитые в слов, как бы и не существуют вообще в жизни человечества. Ведь СЛОВО – это самый вечный материал для памятника. Вспомним-ка Алесандра Сергеевича: «…Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Можно сказать: «духотворный памятник».
С Николаем Маряниным беседовал корреспондент «Литературной газеты» Жан Миндубаев
Старая Майна
Сайт Старой Майны http://staraya-mayna.ru/
Турмонандос
нафига за такой г…дизайн платить? Юкоза мало???
Кстати,
антология получилась объёмная, большого формата, на 720 страниц, вес каждой книги 1,6 килограмма… Вышла она по областной программе книгоиздания тиражом 1000 экземпляров. Из них по одной книге получат авторы или их родственники, а остальной тираж разойдётся по библиотекам области… Но издательство выпустило небольшой дополнительный тираж, по 280 рублей за книгу. Желающие могут обратиться в издательство, телефон 38-79-08.
Николай Полотнянко
Книга получилась типографски безупречная, а по содержанию — провинциальная писательская “братская могила”. В антологии публикуется лучшее, здесь лучшее завалено серостью и графоманией, энциклопедия опять же ориентируется на лучшее. И в этом вина не только составителей, а в общей лжекультурной установке г-на Морозова на массовость в культуре, на отрицание таланта как единственной значимой ценности в сохранении культуры и воспроизводстве художественных произведений достойного уровня. Николай Марянин не мог поступить иначе как поступил. Объективно этот том гораздо лучше его первого опыта. Молодец!
Читатель
Тоже прочитал, но не обнаружил, что всё здесь “завалено серостью и графоманией”. Перечислили бы для убедительности несколько десятков графоманов, чтобы сравнить их с вами… Или вы по прежнему всех кроме себя серостью считаете?