Посвящается 450-летию основания села Старые Тимерсяны.
Чуваш – одно из древнейших слов на земле, связанное с первобытной религией. В марте 1979 года немецкий журнал «Свободный мир» опубликовал очерк журналиста Лотара Куша «Инки на Волге», в котором было сказано, что бразильский ученый Любомир Зефиров обнаружил в инкском языке около 170 чувашских, а в чувашском языке – около 120 инкских слов. В инкской мифологии «чуваш» означает имя бога света, который приблизительно 10 тысяч лет назад прибыл на землю.
«Железный» человек
Считается, что название «Тимерсяны» связано с чувашским «тимерсе» – кузнец. Наш современник, уроженец Средних Тимерсян, исследователь своего края Николай Григорьевич Кондрашкин в своем историческом труде «Тимер» пишет, что Тимерсянское поселение было основано болгаро-чува-шами более 400 лет тому назад. Его основателем был кузнец по имени Тимер, чьи корни ведут в бывшую Волжскую Булгарию. За 450 лет предки прошли и через адовы ворота, казацкие Сечи, не миновали Стеньку Разина и пугачевщину, но смогли выстоять. Сам Петр I приезжал за корабельным лесом и вывозил мастеров-плотников для строительства русского флота.
В разные периоды эти села переходили из Казанской губернии в Симбирскую, Самарскую и обратно в Казанскую. Существует предание, рассказанное Натальей Казначеевой и записанное в 1922 году Федором Архадеевым, по которому во второй половине XV века среди чувашей очень популярным был кузнец по ими Няга. Он был высок, статен и силен. Одно время он был в плену у Ивана III, но сумел бежать в свои родные земли. Здесь он увидел еще худшие унижения, но уже от татаро-монгольских ханов, которые тогда безжалостно грабили те места. Особенно они бесчинствовали в Шумерлях. Няга по поручению шумерлинцев пошел к визиру с жалобой, да только не стал его слушать визир, пнул ногой и велел его на кол посадить. Изловчился тут Няга, тряхнул рукавом, из которого выпал ему в руки атаган, и вонзил он его сначала в одного, потом в другого. Все это произошло так неожиданно, что охрана не успела опомниться, как Няга исчез в кустах. Затем, собрав несколько чувашских семей, Няга повел их на новые земли вниз по Волге. Наконец нашли они земли, никем не заселенные, и протекала там безымянная речка-красавица. Так, по легенде, было положено начало первого Тимерсянского поселения. Строились дома, а Няга, как искусный кузнец, устроил кузницу. Слава о нем разошлась по всей округе, ему говорили: «Ты, Няга, не только тимерсе (кузнец), но и тимер сын (железный человек)». От этого и появилось название Тимерсян.
Центр чувашского возрождения
Средние Тимерсяны – село Цильнинского района. Расположено на речке Тимерсянке. Первоначально это село называлось Старые, или Большие Тимерсяны. Первые переселенцы занимались земледелием и скотоводством. Жили в рубленых домах, печи топили по-черному, дым из которых выходил через дверь, поэтому их дела-ли из двух половин, верхнюю половину открывали, когда топили печь.
Во время генерального межеванья в 1799 году в Больших Тимерсянах, населенных ясашными крещеными и некрещеными чувашами, было 170 дворов, в которых проживало 619 мужчин и 648 женщин. В 1801 году было произведено «уравнительное расчленение» между пятью соседними селами: Старые Алгаши, Богдашкино, Средние, Верхние и Нижние Тимерсяны. После этого разделения на одну душу приходилось 11 десятин 654 сажени.
Со временем Большие Тимерсяны из-за своих размеров были поделены на две части. Основное село стало называться Средние Тимерсяны, а вторую часть именовали Нижние Тимерсяны.
История церкви в селе по описанию историка ПЛ. Мартынова была такова. Со времени крещения тимерсянские чуваши были причислены приходом к селу Чириково, которое находилось на удалении в 5 верстах. Потом, по настоянию помещика Анненкова, их причислили к селу Норовка – за 12 верст. Такое дальнее расстояние представляло много неудобств и затруднений. Посему чуваши вовсе не бывали в норовской церкви. Все это привело к тому, что чуваши «приняли в себе чувства для того созидать в своей деревне богоугодный деревянный храм Божий» и обратились с ходатайством к удельному симбирскому начальству. Было получено одобрение и предложено построить церковь в Средних Тимерсянах. Весной 1840 года приступили к постройке и уже осенью того же года церковь была освящена во имя Казанской Божьей матери.
По данной крепости, выданной в 1868 году на выкупленной от удела земле в Средних Тимерсянах, значится 318 ревизских душ (98 дворов), получивших в надел 1968 десятин 1500 сажен удобной земли.
Историк В.Н. Поливанов в 1900 году писал, что у села Средние Тимерсяны близ речки Пересле есть два кургана. Один из них, известный под названием «Переслетеми», имеет две сажени в вышину. Другой курган находится в поле и называется «Укся-те-ми» (Денежная шишка). По преданию, именно там зарыт клад. В 18% году учитель земской школы г. Пяткин близ села Средние Тимерсяны нашел в овраге зуб и часть бивня мамонта. В настоящее время эта находка хранится в школьном музее села.
Первое мужское удельное училище в Средних Темерсянах было открыто 22 декабря 1840 года. Школу посещали мальчики не только из своего села, но и из соседских близлежащих сел.
Новая чувашская азбука
Знаменательным годом в истории Среднетимерсянской школы был 1872 год, когда в село прибыл учитель Алексей Васильевич Рекеев. Направил его сюда известный чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев.
В 1868 году Яковлев приютил своего первого ученика в своей комнате. Алексей Рекеев окончил три класса уездного училища, а в 1870 году был принят Ильей Николаевичем Ульяновым на педагогические курсы. Яковлев в то время только что составил и издал первый чувашский алфавит. Он состоял из 45 букв, из которых 8 гласных и 37 согласных.
В 1872 году Яковлев посылает Алексея Рекеева в Среднетимерсянскую школу, где наказал первым опробовать его букварь и по возможности дать свои замечания. Так тимерсянские ребятишки стали первыми, кто начал учиться по первому чувашскому алфавиту. Именно в это время кроме мальчиков школу стали посещать и девочки. В 1874 году там обучалось 46 мальчиков и 12 девочек.
Рекеев оправдал доверие Яковлева. На основании замечаний был усовершенствован чувашский алфавит. Через два года в 1874 году по приглашению профессора Н.И. Ильинского Рекеев переехал в Казань. Алексей Васильевич долго занимался просвещением чувашского народа и подготовкой учителей. За свою жизнь он открыл и опекал 9 чувашских школ и занимался переводами на чувашский язык русских классиков. Яковлев ему писал: «Твоя судьба – есть история чувашской Симбирской школы».
Во время генерального межеванья в 1902 году в Больших (Средних) Тимерсянах было 170 дворов, 619 мужчин и 648 женщин. Через 10 лет в 1913 году в селе было уже 270 дворов, в которых проживал 1591 житель. Работала общественная мельница. В селе были развиты валяльный, ткаческий, отходнический промыслы, где в основном изготавливалась национальная одежда.
Первый двухлемеховый железный плуг в селе появился в 1897 году у зажиточного крестьянина Алексея Кузьмина. После него обладателем такого чудо-плуга стал крестьянин Михаил Михайлович Антипов.
Пъяный конному не пеший
В марте 1979 года немецкий журнал «Свободный мир» опубликовал очерк журналиста Лотара Куша «Инки на Волге», в котором было сказано, что бразильский ученый Любомир Зефиров обнаружил в инкском языке около 170 чувашских, а в чувашском языке — около 120 инкских слоВ..”
Лишь бы не матерные слова в адрес нашего Губернаторского Правительства!!! Не переживут они
этого …
31 марта
– это канун 1-го апреля :) А Любомир Зефиров – самое что ни на есть бразильское имечко – не Педро какой-то там :))