Пошел третий год, как в Ульяновске пытаются внедрить “зеленую вону” – модернизируют старые светофоры и ставят новые.  Цель – автоматически регулировать транспортные потоки разной загруженности и ускорять процесс проезда основных магистральных участков, особенно в часы пик. Однако до сих пор несколько сотен миллионов рублей, которые были потрачены на внедрение системы, продолжают ждать своего часа. В мэрии Ульяновска утверждают, что со своей стороны все работы сделали, теперь ждут действий от Минтранса. В Минтрансе заявляют обратное. 

В 2022 году из федерального бюджета на внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением было выделено 360 млн рублей. Новые и обновленные светофорные объекты за 2022-2023 годы должны были включить в единую интеллектуальную сеть, которая позволила бы регулировать режим работы светофоров в зависимости от изменения интенсивности движения.

В июле 2022 года Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации Ульяновска объявило аукцион на 257 млн рублей на устройство элементов автоматизированной системы управления дорожным движением. Еще на 60 млн рублей объявил аукцион Минтранс региона “на выполнение работ по созданию (модернизации) регионального сегмента интеллектуальной транспортной системы” со сроком выполнения работ до октября 2023 года. В сентябре администрация города объявляет еще один аукцион на закупку 70 детекторов транспортного потока и45 камер с начальной ценой контракта 67,6 млн рублей. Для отслеживания и мониторинга дорожного движения также на 9,5 миллионов рублей закупили видеостену, мониторы, сервера и системные блоки.

После установки части из поставленных систем светофоры начали сбоить, на что неоднократно жаловались водители и пешеходы в социальных сетях. Тогда причиной стала рассинхронизация объектов, которая произошла по вине подрядчика.

В 2023 году часть установленных светофоров завели в каналы связи для их будущей работы в единой автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД). Для этих целей на базе МБУ «Правый берег» установили программный комплекс обработки данных. Здесь оборудовали рабочие места диспетчера и транспортного инженера, которые получают информацию о дорожной обстановке как онлайн, так и в ретроспективе для анализа движения автомобильных потоков в различное время суток. В марте первую зеленую волну  запустили на проспекте Нариманова, но и она до сих пор работает только в утренние и вечерние часы. В рамках первой очереди также установили светофоры на Гагарина, Крымова и Московском шоссе, но их запуск откладывался из-за донастройки и мониторинга. Вторую волну (Кирова-Локомотивная-проспект Гая) уже бывший глава городского управления дорожного хозяйства Художидков обещал запустить в 2024 году.

В марте 2024 года начальник управления дорожного хозяйства и транспорта администрации Ульяновска Иван Берлибо заявил, что “зеленая волна” продолжает работать только на Нариманова, а на Московском шоссе (от проспекта Олимпийского до улицы Дачной) ведутся работы по отладке оборудования. В мэрии нашей редакции заявили, что с их стороны все работы по внедрению первого этапа зеленой волны завершены, теперь свою часть работ обязан выполнить региональный Минтранс: обеспечить информационную  безопасность, чтобы никто не смог влезть в систему и завладеть данными.

– Сейчас мяч на стороне Минтранса. Все объемы по строительству и модернизации объектов с нашей стороны выполнены, установили камеры для регулирования потока. Сейчас министерство транспорта должно выполнить мероприятия по обеспечению информационной безопасности, т.к. именно оно занимается программным обеспечением. Все эти данные должны охраняться, чтобы они не смогли попасть к третьим лицам, – сообщили в мэрии.

У Минтранса другое мнение. Профильный министр Сергей Воронцов говорит, что администрация выполнила лишь часть работ, т.к. изначально выделенные федеральным центром средства в 2023 году были секвестрированы. В этом году мэрия должна объявить конкурс на установку оставшихся светофоров. Только после этого начнутся работы по внедрению защищенных каналов связи. Согласно плану, завершить их должны в этом году, но все будет зависеть от финансов:

– Как они могли завершить эти работы, если у них локальный проект, который мы утверждали совместно в Минтрансе, Росавтодоре и РОСДОРНИИ и в других курирующих структурах? Они должны были установить   около 95 светофорных объектов, в прошлом году было установлено только 45. В администрации лежат готовые проекты, по которым мэрия должна объявить конкурсные процедуры на установку оставшихся объектов. Та часть, которую они установили в прошлом году, уже введена в эксплуатацию. Говоря об информационной безопасности, в мэрии имеют в виду защищенные каналы связи. Это действительно входит в проект создания интеллектуальных транспортных систем, но это поэтапная работа. Сначала по рекомендациям федерального центра обязаны внедрить те решения, которые были предусмотрены и утверждены локальным проектом. Изначально выделенную сумму в прошлом году секвестрировали.  Часть из нее у нас уже предусмотрена в подписанном соглашении, часть федеральный центр готов нам добавлять далее, но при условии того, что мы все эти работы завершим. Только после этого начнется внедрение защищенных каналов связи.