25 октября в селе Арское завершился чемпионат России по автокроссу. Победителем ульяновского этапа и всего чемпионата стал пилот команды “УАЗ” Вадим Новиков.
Автокросс – довольно популярный спорт в Ульяновске, каждый год смотреть на гонки ульяновского этапа отправляется несколько тысяч горожан. Я же попал на подобные соревнования впервые.
Первый полуфинал должен был стартовать в 10 часов. Я на “буханке” от завода приехал на место в 9. Уже через десять минут показалось, что до старта я не доживу, – замерзли руки и уши. Ноги я почти сразу перестал чувствовать, хотя на улице было около нуля, а я постарался утеплиться.
Греться пришлось чаем. Титан в палатке пресс-центра ещё только разогревал воду, поэтому я побрел к неизменным рядам с пирожками, шашлыком и напитками.
Накануне был сильный дождь – пол ногами чавкала грязь, некоторые машины зрителей с трудом поднимались в горку, на которой располагались сцена, место для зрителей, парковка, торговцы. Целый городок.
Гонки в Арском проводят с 1972 года, но подобная погода здесь гость редкий. Говорят, что последний раз так не везло пять-шесть лет назад.
Чаёк стоит 30 рублей. Я сразу стал считать, сколько придется выложить всего, чтобы дожить до трех часов. Именно в три должно было пройти награждение победителей. При этом стоит учитывать, что стакан со сладким горячим чаем на таком холоде можно растянуть минуть на десять – потом сразу начинаешь вновь мерзнуть.
Если у англичан местом сбора сильных мира сего являются теннис и поло, то у нас автокросс в Арском.
На гонках было очень много полицейских – целая рота, человек 70, наверное. Они стояли все вместе перед тем, как цепочкой растянуться по периметру. В черной форме, на фоне храма, купол которого выглядывал из утренней дымки, как перископ над водой, издалека они были больше похожи на угрюмых монахов в рясах. Или на ворон.
“Где-то за городом, очень недорого папа купил автомобиль…” визжал детский голос из колонок, поставленных рядом со сценой. Все песни в это день были про автомобили. Набралось их не так много – плейлист повторялся каждые полчаса. Был в этой подборке и настоящий шедевр, “Гимн УАЗоводов”. Запомнился целый куплет:
“Повсюду любые запчасти
Хозяин рукастый найдет.
Ему за великое счастье
С ключами нырнуть под капот.”
А ещё вот такие строчки там есть: “Давайте, “накатим” за братство!
За лучший УАЗомобиль!“
Раньше реклама везде была и все в городе знали о гонках. УАЗ, видимо, деньги стал экономить.
Стартовал первый полуфинал – сплошь “УАЗики” и лишь одна “Нива”. ВАЗовское дитя сразу устроилось в хвосте. За восемь кругов аутсайдеров успевают обогнать на круг. Вид на трассу сверху отличный, хотя с холмов некоторые участки длинной, черной как гуталин из-за грязи, петляющей трассы, не видны. Но это даже плюс – интрига. “Кто первый выглянет из-за холма?”.
Иногда становится жутко за работников, которые находятся непосредственно у внедорожников. По одному или двойками, в манишках, с флажками в руках, они, словно на островках, стоят на холмах внутри самой трассы, в метрах полтора-двух от машин, которые рвутся в финал.
Автокросс – это не “Формула 1“. Здесь болеют негромко, чуть ли не молча. Над трассой, кроме шума моторов, слышно лишь голос комментатора – нечто среднее между Фоменко и Кириллом Набутовым.
Палатку установили десантники из 31-ой бригады. Хвастались, что получили её за Крым.
– Парень!, – окликает меня приятная женщина средних лет, – Посмотри, пожалуйста, там программок нет? – указывая на вип-шатер. Сама пройти она не может, потому что этот шатер с палаткой прессы огорожен. Здесь смотрят гонку журналисты, депутаты, спортсмены, их окружение, чиновники.
Вип-шатер – это большая зеленая армейская палатка. Водитель “буханки”, который вез меня на гонку, говорил, что палатку установили десантники из 31-ой бригады. Хвастались, что получили её за Крым.
В шатре тепло и людно. С одной стороны столы с чаем, титанами, закусками, кашей, мясными тарелками. В углу ящик водки. Среди этого ассортимента программок нет. Их вообще нет.
– Жалко, – расстраивается женщина, – раньше были. Раньше и людей больше сюда приезжало – машины парковать негде было. Я сама 12 лет уже в Арское приезжаю.
– А почему так? Как думаете?
– Раньше реклама везде была и все в городе знали о гонках. УАЗ, видимо, деньги стал экономить.
Между полуфиналами планировалась церемония открытия. На неё губернатор не приехал, что, кажется, для многих из випов стало неожиданностью. Среди министров, чиновников, депутатов, бизнесменов настоящих любителей гонок не так и много. Большинство из них здесь не ради гонок, а чтобы отметиться, в том числе и перед губернатором. Если у англичан местом сбора сильных мира сего являются теннис и поло, то у нас – автокросс в Арском.
Автокросс предпочитают люди хладнокровные, сдержанные – элита выбрала его неслучайно.
Удивляет, что вип-шатер со всеми его благами предназначен именно им. Выходит, что высокопоставленному чиновнику с его зарплатой полагаются бесплатный чай плюс коньяк с шашлыком, да в тепле, а простым людям надо чай за 30 рублей покупать. Ладно, я бедный, в отличии от депутатов и министров, поэтому пока я безвылазно сидел в шатре, совесть меня не мучила. Пил чай, стаканчик за стаканчиком, пока симбирская богема циркулировала по шатру. На белый свет я выходил аккурат к началу очередного заезда.
Автокросс предпочитают люди хладнокровные, сдержанные – элита выбрала его не случайно. Это не футбол с его плебейским гулом и выкриками – даже на финальном заезде зрители не выражают своих эмоций. Да что там! Даже когда перевернулся один из “УАЗиков”, уровень шума вокруг не увеличился ни на децибел. Никто, к счастью, не пострадал.
Встретил своего товарища – поклонника автоспорта. Он рассказал, что это с виду кросс не столь популярный, однако поклонников у него везде много. Хотя в советское время его популярность, как впрочем и других технических видов спорта, была гораздо больше.
Промышляют на автокроссе и ставками, однако небольшими по сравнению с конными скачками.
Успех команды УАЗа он объяснил просто – все гонщики команды – это отличные водители-испытатели. Машину они знают досконально – как тело любимой женщины. В сезон на обслуживание одной машины уходит около 60-80 тысяч. Сами гонщики между собой дружны, соперники лишь на трассе.
Слово за слово, и вот в шатер входит команда-чемпион. Пилоты, тренеры, начальники, фотографы специализированных изданий – в шатре остались настоящие любители автокросса. Вся команда в форменных куртках и штанах. Бурно обсуждают, смеются. Естественно, тост за победу. Естественно, я, как настоящий любитель автоспорта, поднимаю рюмашку за УАЗ.
Как на пляже, только вместо Волги грязная трасса.
Пока команда и депутат Харлов общаются, мы выбираемся из палатки. Через несколько минут заключительный заезд на призы УАЗа, а мы идем в то место, где будут готовить машины.
Проходим через шеренги зрителей, которые растянулись метров на триста. Холмы, грязь – пару раз чуть не упали. Народ и без вип-шатров хорошо отдыхает – мангалы, музыка из припаркованных рядом машин. Как на пляже, только вместо Волги грязная трасса.
Подходим на место вовремя – как раз возвращаются машины. Мой товарищ оказался хорошим приятелем одного из пилотов, Сергея Дашкевича. Он не входит ни в какую команду – сам по себе. Дашкевич выскакивает из машины, снимает шлем – от коротко стриженой головы валит пар. Машину сразу окружает команда – открывают капот, осматривают УАЗик в целом. Несколько человек досками сгребают с шин огромные куски грязи. Она тягучая, остается на дереве.
Площадка, где стоят внедорожники, становятся похожей на арену древнеримского цирка.
Все колдуют над машиной – через несколько минут новая гонка. Работа спорится, и, что удивительно, – абсолютно без мата. Наверное, такое в России возможно лишь на автокроссе.
Площадка, где стоят внедорожники, становятся похожей на арену древнеримского цирка, – круг, по сторонам которого стоят машины. Над ними работают пилоты и механики. Внедорожники похожи на гладиаторов, которые набираются сил, чтобы позже вновь выйти на бой. Бампера железных бойцов выпирают вперед как подбородки. Кажется, вот-вот, и они все пришпорят с места, чтобы встретиться в одной куче в центре этого круга.
Даже грязь из-под колес разлетается с достоинством. Не резко, а так, словно кто-то включил эффект слоу-мо.
Начался последний заезд. Вблизи гонка выглядит иначе. Здесь все кажется медленнее – машины не проносятся мимо тебя, а будто проплывают. Вот они деловито подпрыгивают на горке – кажется, что многокилограммовая металлическая дура застывает в холодном воздухе на пару секунд. Даже грязь из под колес разлетается с достоинством. Не резко, а так, словно кто-то включил эффект слоу-мо.
Когда автомобили преодолевают несколько кругов, мы устраиваемся в машине друзей Дашкевича – автокросс быстро объединяет людей. Или пиво, которое лежит между креслами. Через переднее стекло “десятки” гонка выглядит как по телевизору с огромным экраном. В одном углу проносятся внедорожники, а в другом мама Дашкевича стоит и крестит машину сына, когда он проезжает мимо неё.
Конец гонки мой товарищ уже не видит – он тихо засыпает у меня на плече. Заезд закончен, и я тихо выбираюсь на трезвящий воздух. Часть зрителей покидает гонку, не дожидаясь церемонии награждения.
Пилот команды “УАЗ” Вадим Новиков становится чемпионом России по автокроссу, и заодно выигрывает заезды на призы родного автозавода. Дашкевич третий. Вторым в обоих заездах приходит пилот автозаводской команды Михаил Кутинов, дядя Миша.
После церемонии награждения дядя Миша цепляет к “буханке” своего железного гоночного бойца, а в салон запускает меня, теперь уже настоящего ценителя автокросса. В такой компании мы возвращаемся домой, в Ульяновск.
Артем Горбунов