В связи с обращениями граждан депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Вячеслав Алексейчик подготовил разъяснения, касающиеся оплаты жилищно-коммунальных услуг за места общего пользования, которая была введена с 1 сентября 2012 года.

Разделение оплаты жилищно-коммунальных услуг в местах общего пользования и индивидуального потребления для жителей многоквартирных домов, не оснащенных общедомовыми приборами учета, было введено в Ульяновской области с 1 сентября 2012 года в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

По мнению Вячеслава Алексейчика, разделение платежей, как таковое, было предназначено для более тонкого учета потребления коммунальных ресурсов на личные и общедомовые нужды, и не противоречит общеевропейской практике. Депутат обращает внимание на то, что постановление Правительства РФ не преследовало цели увеличения стоимости оплаты жилищно-коммунальных услуг, а только разделение на две составляющие.

Однако результат, по крайней мере, для жителей Ульяновской области, оказался иным. Произошло это по следующим причинам.

Во-первых, в постановлении Правительства РФ нет четко прописанных ограничений и рекомендаций по стоимости коммунальных услуг на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды. С одной стороны, документ не запрещает регионам устанавливать тарифы на общедомовые нужды ниже, чем за личное потребление, с другой, в документе не прописано, что коммунальные платежи для населения с учетом разделения оплаты должны остаться на прежнем уровне.

Во-вторых, как на федеральном, так и на региональном уровне нет четкой методики подсчета общедомовых площадей и определения нормативов. В связи с этим при начислении платы в домах одинаковой площади, и построенных по одинаковым проектам, суммы платежей могут различаться. Таким образом, само постановление Правительства РФ может трактоваться неоднозначно.

– Если вы думаете, что за общедомовые нужды мы начали платить только с сентября, то это заблуждение. Соответствующие нормативы на содержание были заложены и раньше, только они были “спрятаны” внутри других строчек оплаты. При этом обращаю внимание, что в инженерной практике нормативы устанавливаются с достаточно большим запасом, поэтому говорить о том, что раньше за отопление в подъездах платили управляющие компании, а не население, нельзя, – считает депутат.

Таким образом, при правильном подходе к разделению оплаты жилищно-коммунальных услуг общая сумма платежа должна была остаться неизменной. Рост платежей связан с тем, что стоимость обслуживания мест общего пользования вынесли отдельной платой, не скорректировав при этом соответствующим образом нормативы для оплаты жилых помещений.

Еще один аспект, на который обращает внимание Вячеслав Алексейчик, связан с приказом Министерства экономики региона от 6 ноября 2011 года “Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ульяновской области на 2012 год”, согласно которому рост размера платы за коммунальные услуги не должен превышать 12%, а для жителей домов с индивидуальным газовым отоплении – 14%.

Проанализировав несколько десятков квитанций на оплату, присланных гражданами, Вячеслав Алексейчик сделал вывод, что в среднем плата за жилищно-коммунальные услуги выросла на 22%, что противоречит данному приказу.

Депутат обращает внимание также на то, что исполнение Постановления Правительства РФ предусматривает для регионов возможность отложить нововведения до 2014 года. Большинство субъектов РФ этим правом воспользовались. В тех регионах, где плата за общедомовые нужды была введена, столкнулись с теми же трудностями, что и Ульяновская область.

– Я рекомендую жителям области информировать исполнительную власть в лице Губернатора Ульяновской области и Президента РФ о реальном росте тарифов, чтобы высшие должностные лица имели представление о сложившейся ситуации. Эта информация может стать основанием для изменения трактовки Постановления Правительства РФ в нынешнем виде, и, возможно, для его отмены на федеральном уровне. Нужно довести до исполнительной власти тот факт, что у населения нет возможности оплачивать такие суммы, – заключил Вячеслав Алексейчик.