Владимир Коршунов
Качество пенсионного обслуживания, осуществление полного перехода органов ПФР на ведение пенсионных дел в электронном виде, взаимодействие с органами исполнительной власти и развитие дистанционных услуг через портал gosuslugi.ru – все эти вопросы обсудили на совещании руководителей отделений Пенсионного фонда Приволжского Федерального Округа, которое прошло в Ульяновске. В нем приняла участи первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда России Лилия Чижик.
Ульяновск в качестве проведения столь представительного совещания был выбран неслучайно. Опыт внедрения электронных услуг, как отмечали участники совещания, здесь накоплен значительный. В частности, начала действовать система предварительной записи на приём через интернет, что повышает скорость обслуживания клиентов и сокращает очереди. Введены система видеонаблюдения за работой специалистов и контроль за качеством обслуживания по принципу «тайного покупателя». Установлена дифференцированная система оценки качества обслуживания по результатам отзывов посетителей, которые они могут подать в упрощённой форме через специальные ящики, установленные в отделениях фонда. Но проблем остаётся много. Достаточно сказать, что нагрузка на одного специалиста сегодня – 40-50 посетителей в день. А ведь нужно не только пообщаться с клиентом, но и дать консультацию, изучить кипу документов, принять решение, которое бы удовлетворило обратившегося. И всё за 7-8 минут на один приём.
Задача Пенсионного – 100% электронный документооборот
Большие надежды в вопросах повышения качества обслуживания и экономии времени руководство Пенсионного фонда связывает с электронным документооборотом и предоставлением всего комплекса услуг в электронном виде.
– Что такое «назначить пенсию»? Всегда это связано с кучей бумаг и толстым пенсионным делом на полке, с которым очень сложно работать, – говорит первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда России Лилия Чижик. – Сегодня у нас формируются электронные пенсионные дела. И мы поставили задачу, чтобы в этом году каждое второе пенсионное дело оформлялось в электронном виде, а со следующего года каждое новое дело формировалось в электронном виде. Чтобы услуги предоставляемые населению вышли на более современный уровень, правительством поставлена задача перехода на электронную форму обслуживания. И мы убедились на практике, что предоставление услуг в электронном виде очень востребовано. Как только мы дали гражданам возможность через сайт Пенсионного фонда обращаться с различными вопросами и заявлениями и стали реально отвечать, то увидели, что население готово общаться с нами в электронном виде. И сегодня мы должны чётко определить, что необходимо сделать, чтобы услуги в электронном виде предоставлялись чётко по регламенту. Сейчас 50% страхователей (предприятий, учреждений, предпринимателей) сдают отчёт в электронном виде с электронной подписью, а в отдельных регионах – 80%. Задача – выйти на показатель в 100%. И нам надо создать для этого максимально комфортные условия, – заявила Лилия Ивановна.
Задача серьёзная. Вспоминаю свой опыт занятия предпринимательской деятельностью. Да, что-то удавалось отправлять по почте, что-то через интернет. Но в отделение ПФР всё равно приходилось регулярно ходить, и в очередях сидеть. И было это не так давно, полтора-два года назад. Будем надеяться, что электронный документооборот решит эти проблемы. Хотя одновременно с ним встают вопросы: надёжности, безопасности, конфиденциальности. Особенно, когда ПФР начнёт активно работать с так называемыми «универсальными электронными картами» гражданина, введением которых сейчас озабочено правительство РФ.
Вопросы к пенсионной системе
Возникали и возникают другие вопросы. Почему, к примеру, пенсионные отчисления за пару лет увеличились в четыре раза, а вот размер пенсий – хорошо, если на 50%? Что будет с пенсионным возрастом? И вот ещё, ну никак не могу понять, почему продолжительность жизни в стране официально едва дотягивает до пенсионного возраста (у мужчин и того меньше), а количество пенсионеров, как нам заявляют, растёт, в следствие чего и средств на пенсии едва хватает? Помните, гигантские миллиардные бреши, образовавшиеся в Фонде в бытность у его руля г-на Зурабова?
К слову, в Ульяновской области 32% населения составляют пенсионеры. А коэффициент замещения заработной платы – почти 52%. И это один из лучших показателей в Российской Федерации. Правда, средняя зарплата в регионе очень уж невелика. Так что пенсии у нас в области сейчас составляют, как заявил, открывая совещание, губернатор Сергей Морозов, 7 600 рублей.
Вопросов много. И вряд ли большая их часть относится непосредственно к работе Пенсионного фонда (пенсии сейчас, слава Богу, выплачивают вовремя), скорее к системе. А вся наша государственная система, по моему глубокому убеждению, далека от совершенства. Даже от той пенсионной системы, что была когда-то в стране, хотя постоянно реформировалась и продолжает реформироваться. Напомню лишь, что в СССР размер трудовой пенсии составлял 120 рублей. Плюс 12 рублей надбавки за сорокалетний стаж. Так что «коэффициент замещения» был близок к 80%. И денег на пенсии всегда хватало. И продолжительность жизни росла. Сегодня по продолжительности жизни Россия занимает 131-е место в мире и последнее среди стран, в которых вообще существует пенсионная система. Что будет дальше – поживём, увидим. Если, конечно, доживём … до пенсии.