Смута, потрясшая Россию в начале XVII, показала, что великое и мощное государство не такой уж неодолимый монолит и может быть разрушено силами, каждая из которых не представляет собой большой опасности. Но соединенные вместе эти «болячки» могут смертельно поразить самый здоровый организм. В период Смуты свою разрушительную силу показало казачество, которое в любой момент удваивало, утраивало свою мощь, привлекая к себе низы общества, страшные своей многочисленностью и готовностью к бунту. Вполне вероятно, что правительство России и самый симпатичный в ее истории царь Алексей Михайлович с полным на то основанием считали голутвенных казаков, беглых, воров, всяких «гулящих» людей лишними и вредными людьми, которых нужно было извести во имя общегосударственных интересов. 1670 год хорошо подходил для выполнения этой задачи. Главное, было заключено Андрусовское перемирие с Польшей. Засечная черта, исключающая прорыв хана к Москве, была построена, и на ней стояли полки иноземного устройства, по большей части сформированные из крестьян, имеющих в этих местах свою землю, и получающие от правительства деньги. Центральная и Слободская Украина не поддерживали бы восстания в силу своего внутреннего устройства (большой процент однодворцев, опасность крымского вторжения). Оставалось единственное – Волга, где имелись громадные незаселенные территории, где были сплошь инородческие территории, населенные магометанами и язычниками, словом, здесь скопилось очень много легковоспламеняемого материала, который нужно было сжечь, чтобы на этом месте выросли поколения людей, не помышляющих о восстаниях. Вот почему 1670 год так подходил: и Стенька Разин созрел в своем окаянстве, и правительство довело людей до восстания, и войска были готовы для подавления бунта, а в Арзамасе для изготовления виселиц приготовлено достаточно железных скоб, бревен и веревок.. У всех разбойничьих атаманов на Руси, выделенных молвой и собственными деяниями в исторические знаменитости, есть одна характерная общая особенность – в их прошлом всегда обнаруживаются большие пятна потемок, то есть целые годы, о которых нельзя сказать ничего определенного, чем они занимались, пока вдруг не всплывали на гребне разбойничьего возмущения, поддержанного толпой. Например, о Болотникове, одном из самых громких деятелей Смуты, говорят, что он был служивым человеком, потом скитался по заграницам, даже был прикован к веслу турецкой галеры. Но вот кончается это темное время, Болотников будто выныривает из тьмы и стоит в позе разбойничьего полководца, заломив шапку набекрень и опираясь одной рукой на золотую рукоять сабли, во главе своих толп под Москвой и решает участь государства. В прошлом Степана Тимофеевича Разина так же таятся большие загадки, хотя быть их не должно: атаман был допрошен на дыбе в Москве, его показания записывали дьяки, но до сих пор неизвестно, чем занимался этот простой казак целых пять лет, пока вдруг в 1667 году астраханские воеводы не получили из Москвы царскую грамоту. «В Астрахани и в Черном Яру живите с великим бережением, – писал государь, – на Дону собираются многие казаки и хотят идти воровать на Волгу, взять Царицын и засесть там…» Во главе этих воровских казаков объявился Степан Разин. Поразительное явление. Ведь все на Дону были уверены, что Степан Разин уже пять лет находится в Соловках на богомолье. Где он был, чем занимался до 1667 года – ничего не известно. А то, что неизвестно, всегда вызывает любопытство. Был ли Разин человеком церковным? На этот вопрос, исходя из его поступков и «сажании попов в воду», можно дать только отрицательный ответ. Проще предположить, что Степан Тимофеевич занимался все пять лет хорошо известным ему промыслом – грабежом, ничем себя не афишируя, но что-то случилось, шайка распалась или была перебита таким образом, что выжил один Разин, и того потянуло на родину, где он мог развернуться во всю ширь накопленного воровского опыта. Степан Разин появился в своих родных казачьих местах в самый подходящий момент, когда казачество было недовольно: их исконный промысел – добыча «зипунов», был стеснен. Дон был закрыт турками, устье Волги сторожила Астрахань. Нужен был решительный и смелый атаман, и он нашелся. Разин надумал, было, прорваться через Азов, но его не пропустили низовые казаки, тогда он вышел на Волгу и первым же его подвигом был грабеж каравана, сопровождаемый страшным кровопролитием всех сопротивляющихся. Поубивали всех начальных лиц, причем недавний богомолец Разин сам сломал руку у патриаршего монаха. Но, несмотря на всю нелепость, слухи о том, что царевич Алексей жив, набирали силу. Искали свои воровские подходы разинцы и к опальному патриарху Никону, но он им в содействии отказал. Тем не менее, в походе на Симбирск во флотилии Разина находились два струга, накрытые один красным, другой черным бархатом. На темных крестьян эти струги действовали завораживающе: все верили, что в одном из них находится царевич Алексей, в другом – Никон. Проведя идеологическую подготовку, засыпав страну «прелестными» письмами, Разин прошел мимо Астрахани, выплыл морем к устью Яика, где совершил поступок как истинный богомолец со стажем Соловков. Взял с собой сорок человек, подошел к воротам Гурьевского городка и обратился к стрелецкому голове Яцыну, чтоб пустил их в крепость помолиться. Их впустили, ворота заперли, но дело было сделано, богомольцы отперли ворота и впустили остальную толпу. Яцын со стрельцами не сопротивлялся, но даже это не понравилось Разину: вырыли глубокую яму, у ямы стоял стрелец Чикмаз и убивал своих товарищей, начиная с Яцына: 170 трупов попало в яму. Затем Разин отпустил других. Тех, кто остался в городке, не тронули, ушедших догнали и утопили. Воровские казаки просидели в Яицком городке всю осень и зиму, заигрывая с воеводой Прозоровским, который имел в своем распоряжении до 7 тысяч стрельцов, флот, пушки, но не решался на уничтожение бандитского гнезда, а вел переписку с Москвой. Центр же вел себя вообще непонятно, его, кажется, вполне устраивало, что появилась такая ватага, что-то замышлял, что-то советовал, но ничего не приказывал. Словом, конкретного приказа на уничтожение бандитов у воеводы не было. И тут не может не появиться предположения, что у царя и боярской думы на Степана Разина с его бандой были свои виды. Просто не пришло время включать их в действие. Шла к концу война с Польшей, и все интересы русской политики были сосредоточены на Западе. Стенька ушел в море, ограбил много городов от Дербента до Персии, но наше сказание пропустит эти факты, мы попытаемся осветить поэтическую сторону Разинского бунта. Даже сейчас, три с половиной века спустя, в глазах российского обывателя Стенька Разин предстает в образе этакого рубахи-парня, симпатяги, борца с социальной несправедливостью, народного кумира, обаятельного песенного героя. А.Пушкин, кажется, сказал, что Степан Разин – самая поэтическая фигура нашей истории, но почему-то ничего о нем не написал стоящего. Хотя, о чем было писать?.. О массовых убийствах в Яицком городке, Астрахани, Черном Яру, во всем Поволжье?.. Интерес к Степану Разину с точки зрения поэзии пробудил у публики Дмитрий Садовников, написавший в 1883 году свой знаменитый кабацкий шлягер «Из-за острова на стрежень…» Это произведение живет в российских застольях до сих пор. Но люди явно не вдумываются в то, что поют, о чем, вернее. Прозой это звучит так: банда выехала на пикник, на всех одна женщина. Возникают нехорошие разговорчики. Атаман, как опытный руководитель, пресекает бунт: топит женщину в воде. Садовников вообще слабый поэт, но не в этом дело. Ему удалось в свое время потрафить пьяной кабацкой публике, а из кабака, как ком дерьма, эта песнь расползлась по эстрадам. Что ж, бывает! Но ведь досужие русофобы приляпали эту песню к русскому характеру. Не этим ли объясняется долгожительство этого «шедевра». А вообще вопрос об утопленной Стенькой княжне весьма любопытен. И мы в своем сказании не обойдем его. Есть сведения, что Разин утопил не одну женщину, а двух… А, может быть, у него была привычка или мания топить всех женщин, рискнувших ступить на борт его струга?.. Дмитрий Садовников воспользовался, видимо, текстом историка Соловьева: «Однажды Разин плыл по Волге; подле него сидела его наложница, пленная персианка, ханская дочь, красавица, великолепно одетая. Вдруг пьяный атаман вскакивает, хватает несчастную женщину и бросает ее в Волгу, приговаривая: «Возьми, Волга-матушка. Много ты дала мне серебра и золота и всякого добра, наделила честью и славою, а я тебя ничем не поблагодарил!» Но продолжим сказание. Существуют любопытные «Записки» Фабрициуса, датчанина, находившегося на русской службе в Астрахани как раз во время хозяйничанья там Степана Разина. Подробно описывает Фабрициус и пребывание атамана в Яицком городке. И вот что он, в частности, пишет: «Но сначала Стенька весьма необычным способом принес в жертву красивую и знатную татарскую деву. Год назад он полонил ее и до сего дня делил с ней ложе. И вот перед своим отступлением (походом в Каспий, Н.П.) он поднял рано утром. Нарядил, бедняжку, в лучшее платье и сказал, что прошлой ночью ему было грозное явление водяного бога Ивана Гориновича, которому подвластна река Яик; тот укорял его за то, что он, Стенька, уже три года так удачлив, столько захватил добра и денег с помощью водяного бога Ивана Гориновича, а обещанья не сдержал. Ведь когда он пришел впервые на своих челнах на реку Яик, он пообещал богу Гориновичу: «Буду я с твоей помощью удачлив – то и ты можешь ждать от меня лучшего из того, что я добуду». Тут он схватил несчастную женщину и бросил ее в полном наряде в реку с такими словами: «Прими это, покровитель мой Горинович, у меня нет ничего больше лучшего, чтобы я мог принести тебе в дар или жертву, чем эта красавица». Был у вора сын от этой женщины, его он отослал в Астрахань к митрополиту с просьбой воспитать мальчика в христианской вере и послал при этом 1000 рублей». Как автор, Фабрициус вызывает доверие у историков, поэтому будем говорить о случившемся с татарской красавицей на реке Яик, как о реальном факте. Не будем приписывать поступки, вернее преступления, Разина широте русской натуры. И все-таки у всех этих ужасных выходок нашего Стеньки, видимо, есть какое-то рациональное объяснение, исключающее влияние пьянства и просто бандитского порыва. Разбойничество на Волге как образ жизни определенного круга населения Поволжья появилось за несколько веков, если не за тысячу лет, до самого Стеньки Разина. Во всяком случае, не позднее появления государства Булгар, которое, как известно, было производителем, экспортером и импортером множества дефицитных в эпоху средневековья товаров. По Волге проходили торговые пути и других государств, таких как Хазария, Русь, Великая Пермь, Скандинавия. Не разумно было бы, предположить, что одновременно с торговлей на Волге развилось и разбойничество как вид профессиональной деятельности. Существуя в одном месте, волжское воровство не могло бы выработать своего тайного учения, своеобразной религии, где главными «богами» стали Волга, Удача-Фарт, появилось ведь целое учение о кладах, заговорах от стрел, пуль, чудодейственном излечении ранений и даже воскрешений. Неизвестно, откуда Разины появились на Дону, но вполне можно предположить, что пришли они туда с Волги, будучи потомками коренных волжских разбойников. И все свои повадки и ухватки разбойника Стенька приобрел в детстве, когда и впитал в себя, как своеобразную религию, бандитский эпос. От кого? От отца с матерью, побратимов по ремеслу кромешничества. Христианство Степана Разина было чисто поверхностным, он демонстрировал его только по одному важному соображению: за неверующим атаманом никто бы не пошел. А грабежи и убийства мусульман на Каспии принесли ему всенародную славу народного героя и защитника от неверных. Стенька Разин больше года свирепствовал на Каспии, потерял в боях до половины своих бойцов, безмерно отяготился добычей и возвращался в Астрахань. Как же отнеслось правительство к этому, ведь Разин разрушил волжскую торговлю с Персией, по сути дела оттолкнул от России её естественного союзника против Турции и Крыма?.. Астрахань была непроходима для разбойников, в ней находилось до 6 тысяч стрельцов и большой военный флот, в числе которого и первый корабль, построенный по западному образцу – «Орел». То есть, Астрахань могла стать местом, где на Разина вполне могли надеть оковы и отправить в Москву для царского суда. Но этого не произошло. Наоборот, вокруг возвращения Разина начинает завязываться загадочная интрига, в которой не последнюю роль играл второй астраханский воевода князь Львов, что Стенька Разин находится на подходе к Астрахани, по пути они ограбили митрополичий учуг, захватив подарки, которые предназначались для царя Алексея Михайловича. В тот же день, как было получено известие, против воров отправилась государева рать: второй воевода Семен Иванович Львов с 4000 стрельцов на 36 стругах. Дальше началась игра: увидев армаду Львова, казаки пустились в открытое море, воевода вослед им послал милостивую царскую грамоту. Не вдаваясь в подробности, которые достаточно известны, обратим внимание на то, что царь простил Разину убийство более 200 стрельцов в Яицком городке, что вообще было неслыханным делом, а другими словами, дал понять атаману, что признает его своим наместником в Астрахани и на Дону. Казаки и Стенька Разин так это и поняли и, хотя притворно били челом царю, в этот же момент ритуального поклона власти били ее под дых подкованными сапожищами. Высшим реальным проявлением казацкой демократии был пресловутый «дуван», то есть дележ награбленного. Так вот в казну не поступило от казаков ни копейки, наоборот, они в дуване заставили принять участие воевод и митрополита, принудив их взять себе награбленные вещи. Что же видел в конце этой затеи «тишайший» Алексей Михайлович? Какую политику вел князь Семен Львов, когда побратался с бандитом и что внушал ему во время дружеских попоек? Ведь было ясно, что вся эта разбойная стая, прокутив дуваны, потянется вновь к грабежу и убийствам. И единственным местом, куда могла опрокинуться эта орда, была центральная Россия, где только недавно закрепостили крестьян и отгремели «соляной» и «медный» бунты. У царя и правительства была только одна мысль – избавиться от ненужных беглых и «гулящих» людей. На лесоповал, как Сталин, царь послать их не мог, а вот собрать в кучу, в возмущенную толпу вокруг того же Стеньки, а затем уничтожить всех голутвенных было возможно. Жестокое подавление бунта, казни, кнутобойство должно было потрясти страну до основания, отбить охоту искать воли и заставить послушно впрячься в крепостное ярмо. Наступила весна 1670 года, и в Черкасске произошло событие, которое можно считать началом Разинского восстания. На Дон с милостивым царским словом приехал жилец Герасим Евдокимов. Атаман Корнило Яковлев собрал казацкий круг, где грамоту вычли и на государской милости ударили челом. Но Евдокимов разговаривал с домовитыми казаками, на другой день на круг явился Стенька Разин, объявил царского посланника лазутчиком, избил его до полусмерти и велел бросить в Дон. Не прошло и недели, как Стенька во главе семи тысяч голутвенных стоял вокруг Царицына. Через два дня город был сдан. И тут поступило известие, что воевода Прозоровский выслал людей к Черному Яру. Следом стало известно, что 1000 стрельцов под начальством Лопатина подходит к Царицыну сверху. Началась битва: пятьсот стрельцов были убиты, а 300 посажены за весла разбойных стругов. Бедный Лопатин пробивался к Царицыну, не зная, что город взят разбойниками. Тут-то впервые прозвучали удивительные для стрельцов слова: «Вы бьетесь за изменников, а не за государя, а мы бьемся за государя». Из Астрахани навстречу ворам приплыли 2600 стрельцов и 500 вольных людей под началом Семена Львова. Но только у Черного Яра показались рази нские суда, как стрельцы повязали начальных людей. Разин выступил с речью, где обещал волю, землю и прочие блага. Все начальные люди были немедленно казнены, за исключением князя Львова. «Тиранствовали они ужасно, – сообщает свидетель Фабрициус о трагедии Черного Яра: 124 офицера были казнены: вешали людей за ноги, прокалывали человеку ребро, а затем подвешивали его на железные крючья…» Так Стенька Разин начал свой знаменитый воровской бунт, бесславно закончившийся там, где он никогда не ожидал – под Симбирском. СОЮЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, УЛЬЯНОВСК Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Суряк
“…Привлекая к себе низы расположенные к бунту”.В недавней статье анализе на Улграде “С чем мы войдём в новый год”(2014)есть такие любопытные строчки -“По нашим, недавно проведённым исследованиям, почти около трети населения Ульяновской области занимаются неизвестно чем. Нигде не числятся работающими, и нигде не стоят на учёте как безработные. Общество на волне отрицания любых провластных гражданских инициатив, все больше становится маргинальным.” Первый звонок в открытой печати? Тоже уже история.
Суряк
Николай Алексеевич, вам видимо будет ещё по плечу и этот литературный труд, который вряд ли кому уже сейчас больше удастся по масштабности как прозаику, а именно, выделить в ещё более подробную тему “Разин и Симбирск” или …не в названии суть,а в том, что и как происходило в этих местах, которые мы любим и хотим знать ещё больше о них. В историческом плане. Видется это отдельноым литературно- художественным произведением. Достоверность и глубина исследований, стиль изложения все это подкупает,читается легко, с интересом. Истинно исторические произведения талантливо написанные Вами оценят будущие поколения. К тому же Вы живёте и пишите том самом Симбирске. Вам здоровья и творческих успехов!
Суряк
По Пугачёву уже давно установлены предполагаемые ниточки влияния польской шляхты и др. заинтересованных ” друзей России”, становится понятно почему внутренний произвол землевладельцев,администрации по отношению к подчинённым,послужил дополнительной искрой к массовым выступлениям и сыгравший на руку внешним врагам России в деле её ослабления как государства.Интересны упорные(!) исследования В.М.Шукшина сути “Разинщины”и его работ с группой исследователей в архивах Астрахани в 1970 году, когда их там внезапно застала эпидемия чумы.И город был закрыт.В Саратове.В Ульяновске следы Шукшина ,исследователя Разина также имеются. Даже есть опубликованные воспоминания в Ульяновской прессе.Вопрос – почему именно захолустный Симбирск стал той точкой преткновения двух самых известных российских бунтов, Разина и Пугачёва ,этаким Сталинградом на Волге и выполнил свою роль в сохранении дальнейшей Российской государственности? Знать самые тяжелые и страшные подробности, и саму историю тех времён без прикрас -это и есть толика воспитания патриотизма в емком процессе становления гражданственности будущих поколений защитников своего Отечества России.Написал замысловато конечно. Но смысл-понятен,Пишите Николай Алексеевич!!!
Николай Полотнянко
Непосредственно о Симбирске мной написаны 4 исторических романа, З изданы в Москве. Это романы о Хитрово, осаде Симбирска Разиным, о Пугачеве и Симбирске 1830-х гг. Но до ульяновцев они не дошли, потому что у нашего губернатора креативность направлена не на историю Отечества, а на всякие потешки. Я язык смозолил, предлагая издать исторические романы для воспитания молодежи. Как в стенку горох. Вот на свои пенсионные и помощь честного человека издал 2 романа: “Бесстыжий остров” и ” Жертва сладости немецкой”, сегодня сдал в типографию роман об августе 1991 в Ульяновске “Счастлив посмертно”. Так и живем, пока живется…
Сергей
А может всё проще? Тема уже со всех сторон описана и поэтому не вызывает общественного интереса? Взять того же Стеньку Разина, кто только не брался писать о нём исторические романы, вот неполный перечень: Н.Казанцев «Против течения» (1881), Д.Мордовцев «За чьи грехи» (1891), В.Каменский «Стенька Разин» (1916), А.Чапыгин «Разин Степан» (1927), И.Наживин «Степан Разин» («Казаки») (1928), С.Злобин «Степан Разин» (1951), В.Шукшин «Я пришёл дать вам волю» (1971), А.Сахаров «Степан Разин» (1987), А.Соколов «Понизовая вольница атамана Стеньки Разина» (1994), С.Логинов «Колодезь» (1997)… Увы, Суздалев не Толстой и не Достоевский, даже далеко не Гончаров, чтобы на этом фоне выделиться… Может, и губернатор так рассуждает?
Суряк
Проще быть не может.За губернатора Морозова ничего сказать не могу,как он рассуждает. Знаю только что именно ему принадлежит инициатива о Культурной столице и слова о перестройке мозгов ульяновцев на культурный лад. На моей памяти,только бывший глава Вологодской области Позгалёв,человек несомненно неравнодушный к творческим людям, помогал им во всех планах не на словах,а делом. Выделяя жильё,средства на издание, проведение мероприятий. Такой глава области почему то не забывается и по прошествии многих лет. Вряд ли бы выжил не на словах и журнал “Сура” в Пензе, если б не губернатор Бочаров.
Тема Разина,согласно приведённого неполного Вами списка уже сама по себе не может зависеть от “общественного интереса” как более значимая по сути. Перечень привёдённых вами разные авторов обращающихся к ней в разные годы, говорит сам за себя. Тут бы и поддержать в Культурной столице своего автора и ёго произведения связанные с Симбирском и такими личностями как Разин,Хитрово,Пугачёв.Радоваться нужно что не надо заказы по тематике на стороне размещать! Дане тут то лежало! Даже Лит. журнал на вои деньги авторов издаётся микронным тиражом. Дальше то чем можно гордится? Про Пензу уже упоминал. Недавно прочёл -В Ульяновске открыто первое литературное кафе,там же упоминается что в Самаре подобных действует тридцать(!).За кафе и их число не ратую, но для примера Самарский альманах Литературная Губерния, пользуется авторитетом,и читается не только в России.Разве не было предложений сделать подобное в Культурной столице? Скажу обидное, пропавших электронных 110 млн. руб. Хватило бы на многое и на журналы тоже.Вопросы надуманных министерств от “идеологии” с окладами их работникам -вполне могли решать лит-художественные областные журналы -а их не предвидится! Итого – много надуманного и тяготеющего к пиару.
Николаю Алексеевичу Большое спасибо за приятную новость! Это о романе “Счастлив посмертно”.Об Ульяновске и его людях в очередное переломное время для государства Российского.
Сергей
Слишком сумбурно всё изложено, я не всё понял и не всё наверняка знаю… Одно знаю точно: пишущих во все времена было много, а истинные таланты оставались в истории потому, что народ их признавал, а не всякие временщики-правители типа Морозова. Так что те, кто причины своих творческих неудач видят в действующей власти, как это ни прискорбно, не являются истинными талантами. Я перечитал немало многотомных сочинений, о которых сегодня большинство жителей России даже не имеет представления. Кого в этом винить – жителей, меня или авторов? Все понемногу виноваты, но авторы в первую очередь. Ведь Достоевский, Толстой, Пушкин и ещё десятка три имён прорубили окно в наши сердца не нытьём, что их произведения не издаёт губернатор или император, а своими книгами, изданными чаще вопреки власти, а не на её деньги… Напишите такое, чтобы все взахлёб читали, благо сегодня интернет даёт такие возможности. Ну а если опубликовали творение в интернете, а читатели остались равнодушны, не надо винить губернатора. Посмотрите в зеркало…