Итак, свершилось: на сегодняшнем заседании Законодательного Собрания региональный закон о выборах главы Ульяновской области принят. 22 депутата проголосовало “за, 4 – “против”.

Наблюдал за риторикой нашей местной оппозиции. В принципе, ничего масштабного ни сказать, ни сделать не смогли. Кругликов повторил лишь сентенцию Зюганова про его планы оспаривать нормы вышестоящего федерального закона в Конституционном суде, Алексейчик назвал законопроект порнографическим, ну а малоизвестный лидер ЛДПР в регионе Харитонова просто ограничилась констатацией, что она против муниципального фильтра.

Ну что же, как видим спектр мнений не очень богат как на количество, так и на качество.
Рискнем дать свой небольшой расклад по теме.

Следует прежде всего учитывать тот факт, что региональным законодателям федеральный центр дал право определить всего лишь несколько опций избирательного процесса выбора губернатора.

Если кратко, то суть их в следующем:

– разрешать или не разрешать выходить на выборах самовыдвиженцам;
– определить точный процент (в рамках заданного от 5 до 10) количества подписей муниципальных депутатов, которые необходимо собрать выдвиженцу от любой партии, а также процентное соотношение районных и городских депутатов в этом общем числе;
– опять таки же, в рамках заданного предела установить размер избирательного фонда.

Наши законодатели, согласившись с проектом закона, разработанным Областной избирательной комиссией установили следующее:

– самовыдвиженцев на выборах у нас пока не будет, только кандидаты от любой политической партии;
– муниципальный фильтр – 9 % подписей муниципальных депутатов, всего в поддержку кандидата должны высказаться депутаты как минимум трех четвертей районов и городов области;
– размер избирательного фонда – 100 млн. рублей (ну по этому критерию никто даже против ничего не сказал, по-моему).

Ну а теперь давайте попробуем попытаться объяснить логику такого решения.

Самовывдиженцы.

Кто внимательно следит за тем, как другие регионы принимают подобные законы, знают, что практически 99% процентов территорий в этом вопросе проявили консолидированную позицию. Самовыдвигаться кандидаты смогут только в Москве (что понятно – столица болотных волнений и высшего пика гражданского самосознания и активности) и Вологодской области. В остальных – только партийцы.

Логика объяснений у всех была разная. Но многие сходились в одном: с значительной либерализацией партийного законодательства в ближайшее время у нас расцветет “миллион цветов”, будет много партий и разных, любая из которых будет обладать возможностью задуматься о выдвижении своего кандидата. Самовывдиженец в такой парадигме – это одиночка и харизматик, дистанцирующийся от любых платформ и идеологий, будет выглядеть очень странно и не органично. Политическому партийному полю в новых условиях надо дать шанс устаканиться и осесть, набрать веса (в том числе и в виде региональных элит и опыта участия в выборах всех уровней). Ограничения самовыдвиженцев как раз поможет этому процессу.

Размер муниципального фильтра.

От 5 до 10%. Большинство регионов выбрали потолок – 10%, единицы – 7-8%. Мы со своими 9% попадаем в золотую середину. Оппозиция, конечно же, сейчас включает этакого простака и заявляет – данный фильтр лишает конкурентов “ЕР” выдвигать своих кандидатов. Выглядит на первый взгляд угрожающе и логично… Если бы не пару “но”…

Первое:

Сколько сейчас членов “ЕР” среди муниципальных депутатов Ульяновской области. По моим скромным подсчетам – около 78% (именно членов, с юридическим статусом, а не сторонников и сочувствующих), у остальных 20% юридическое право ставить подписи “за любого другого” кандидата есть. Если не будет желания, тот тут вопрос больше к ним самим и их избирателям.
Да есть нюансы по распределению депутатов по уровням: сельский, районный, городской. Но тут точной статистики и раскладов пока никто не давал. Уверен, и там математика дает все реальные шансы всем.

Второе:

При штатных раскладах – выборы Губернатора Ульяновской области пройдут только в 2016 году. До этого времени пройдут большие избирательные циклы, будут перевыборы муниципальных депутатов всех уровней. Только ленивый сейчас не кричит, что “”ЕР” теряет свой электорат и поддержку, что у оппозиции есть шансы предложить населению свою альтернативную повестку и добиваться победы на выборах в муниципалитетов. Так вот она возможность, берите и пользуйтесь. Кто-то мешает?

Для нашей закостенелой оппозиции грядущие избирательные кампании в районах области отличный шанс доказать всем, что она те только “говорить и возмущаться может”, но и способна доносить до избирателя свои идеи, способна находить и выдвигать свежих людей. Кто знает, какой процентный расклад депутатов от партий у нас будет в 2016? Я бы судить не взялся.

Вот в чем сомневаюсь пока сильно, так это в способности наших оппозиционеров вести серьезную политическую борьбу. Голодовки и красочные митинги делать-то проще, конечно.

Избирательный фонд.

Предложенный федералами диапазон был от 70 до 100 млн. Мы выбрали верхнюю планку. В принципе, это позволит обеспечить более прозрачную финансовую политику, не будет поводов и мотивов применять “серые” схемы финансирования для штабов кандидатов.

Ну и резюме, если кратко:

– Ульяновская область абсолютно ни в чем не выделилась, среди остальных, по нормам регионального закона;
– даже при сегодняшних раскладах у оппозиции есть шансы и возможности выдвигать кандидатов, главное иметь желание, мозги и кадры;
– новый закон – новые возможности и стимулы для нашей оппозиции идти на выборы в районы и села и побеждать там, а не быть статистами;
– закон не вечен, в 2013 году у нас новый состав ЗСО, будут другие расклады, другие соотношения сил. Внести изменения – вопрос желания и воли.