В минувшие выходные в Ундорах случилось знаковое событие: впервые за долгое время к берегу подошел теплоход, с которого высадились пассажиры. На четырехпалубном судне «Россия» был организован необычный «тайный» круиз: его участники не знали, куда именно их повезут и что покажут. В числе секретных населенных пунктов оказались Ундоры и Сенгилей. На берег туристов доставляли экстремально, на резиновых лодках – причальной инфраструктуры в обоих населенных пунктах сейчас нет.

Всплеск внутреннего туризма привел к тому, что в этом году стоянки в речпортах во многих городах России были переполнены: суда порой причаливали по 10-15 в борт друг к другу. Ульяновск тоже попал в этот туристический «бум». В этом году в наш город зашли 168 круизных теплоходов – на треть больше, чем в 2023-ем. По словам заместителя директора по развитию Музея-заповедника Оксаны Соловей, в этом сезоне приходилось принимать по пять судов одновременно. «Родина В.И. Ленина», как туроператор, научились с этим справляться: разводили группы по времени, проводили различные экскурсии, показывали разные объекты Ульяновска.

– Крупные операторы по-своему решили эту проблему: они разрабатывают необычные туры с посещением малых городов. Проект «тайного» круиза родился в судоходной компании «Инфофлот» – нашего давнего партнера. Люди купили путевку в круиз, но не знали, где именно будет останавливаться их теплоход. Мы тоже готовились к этой программе в режиме полной секретности – такие были условия организации круиза, – рассказала Оксана Соловей.

На территории Ульяновской области федеральный туроператор выбрал две точки – Ундоры и Сенгилей. И там, и там есть особенность – причалить к берегу теплоход не может. Хотя еще несколько десятков лет назад судоходство здесь было развито. В итоге теплоход остановился на рейд на расстоянии от берега, а туристов перевезли в спасжилетах на больших резиновых лодках. По признанию участников круиза, им этот элемент экстрима понравился.

К слову, в Музее-заповеднике ожидали, что в тайный круиз отправятся в основном активные молодые люди. Но приехало много людей пожилого возраста, семей с детьми.

В Ундорах туристам показали музей, свозили на завод «Волжанка», поводили по берегу с окаменелостями. В Сенгилее Музей-заповедник подготовил свою программу: была организована экскурсия, продажа товаров от местных производителей.

– У Сенгилея такая история, что порой невозможно удержаться от слез. Например, это была точка, куда во время Великой Отечественной войны из Сталинграда перевозили раненых. Весь порт был полон солдат, были развернуты госпитали. История, достойная того, чтобы об этом услышала «большая Россия». Огромный плюс, что крупные компании наконец обратили внимание на малые города, где очень много интересного, – говорит замдиректора Музея-заповедника.

Эта туристическая история в очередной показала, что регион нуждается в развитии причальной инфраструктуры. По словам руководителя регионального Агентства по туризму Дениса Ильина, последний проект по строительству причала сквозного типа (именно такой позволяет причаливать большим судам там, где невозможно подойти к берегу) построил частный инвестор – Ульяновский речпорт – у зеленой стоянки в селе Красный Яр. В проект была вложена «достаточно серьезная сумма».

– Запрос на геопарк «Ундория» есть – не зря мы эту территорию «упаковывали» и продвигали. Сейчас там выстраивается инфраструктура, строится музей, обустраивается экологическая тропа (она начнет действовал в мае-июне следующего года). Геопарк включен в достаточно большое количество крупных туристических программ крупных, в том числе от федеральных операторов. Поэтому причальная инфраструктура необходима, – говорит Ильин.

По его словам, самое оптимальное место для причаливания в районе геопарка – деревня Городищи. В советские времена туда ходили омики и теплоходы, были причальные сооружения, можно было подойти к берегу. Сейчас ситуация иная – русло реки, впадающей в Волгу в Городищах, заилилось, его нужно расчищать и углублять.

К слову, суда раньше ходили и в сами Ундоры. Фото из архива Владимира Филиппова из группы “Природа, антропология, история Симбирского края”, 1950-1970-е годы.

В регионе создан проектный офис по развитию геопарка «Ундория» под председательством главы регионального кабмина Владимира Разумкова. В дорожную карту включена проработка возможности строительства здесь причального сооружения сквозного типа.

– Перспектива, конечно, есть. Сказать, что уже есть определенное решение, я не могу: есть задача, которую прорабатывают технические специалисты – как это можно реализовать конструктивно, чтобы теплоходы могли причаливать даже при низком уровне воды, какие есть потенциальные риски. Нужно понимать, как это грамотно построить, чтобы первой же весной причал не снесло льдом. Печальный пример есть – сооружение в Белом Яре. Когда мы все это окончательно поймем и определим, сколько это будет стоить надеюсь, проект будет реализован, – пояснил руководитель Агентства.

Что касается причала в Сенгилее, то, по словам Ильина, небольшие подвижки есть, идут судебные процессы:

– Процедура передачи от Росимущества несколько затянулась, вопрос решается не так быстро, как хотелось бы. На то есть определенные причины, в том числе, бюрократические. Их не избежать, чтобы сделать все правильно.

Напомним, в ноябре прошлого года член совета директоров АО «Ульяновский речной порт» Марат Якупов пожаловался генпрокурору Игорю Краснову на несговорчивость Росимущества:

— В советское время на судах ульяновский речпорт обслуживал почти 600 тысяч человек. Причалы в состав приватизированного имущества не вошли — наше акционерное общество через суд приобрело причал в Ульяновске. Но в других портах, например, в Сенгилее, территориальное управление Росимущества не переедало в аренду и не продало. Поэтому возможности принимать суда мы здесь не имеем. На наши просьбы в Росимуществе отвечают отказом — надо доказывать неразрывную связь причала с речпортом. Хотя понятно, что порт без него существовать не может. Очередные суды займут еще лет пять.

Причал в Сенгилее, который находится в ветхом состоянии. Ульяновский речпорт готов его восстановить, но взять объект в аренду и сделать капремонт не получится: это задача владельца — Росимущества.

В апреле нынешнего года МТУ Росимущества в республике Татарстан и Ульяновской области выставляло аренду пассажирского причала в Сенгилее на аукцион (начальная цена – 240,367 тысячи рублей за год). Но торги были отменены по решению Арбитражного суда – истцом выступил речпорт.