Корреспондент «КЖ» побывал в ядерной столице региона.
Современное название Димитровград получил в 1972 году в честь болгарского коммуниста-антифашиста Георгия Димитрова, а до этого он назывался Мелекессом.
За счет выгодного географического положения – между крупными городами Ульяновск, Самара, Тольятти – Мелекесс был удобным рынком сбыта. В 1902 году станция Мелекесс была открыта для приема-отправления поездов. В 1959 году произошло укрупнение железных дорог, и станция Мелекесс вошла в состав Куйбышевской железной дороги.
Сейчас среди основных градообразующих предприятий – ОАО ГНЦ НИИ атомных реакторов (НИИАР). Институт был создан в 1956 году по инициативе И. В. Курчатова для инженерных и научных исследований в области атомной энергетики.
Однако мое знакомство с Димитровградом, как и любого пассажира, сошедшего с поезда, началось с вокзала. О былых и нынешних временах вокзала станции Димитровград мне рассказала его начальник Людмила Городнова:
– Я пришла работать на вокзал в 1976 году приемосдатчиком груза и багажа. Багажное отделение в те годы было полностью забито грузами, ходили целые составы почтово-багажных вагонов. А вот одноэтажное здание вокзала находилось в убогом состоянии, мы ежегодно его красили, штукатурили, потому что оно осыпалось. В процессе ремонта был надстроен второй этаж. Сейчас вокзал – одно из самых красивых зданий города. Характерно, что за чистотой на вокзале присматривают даже жители Димитровграда. Приведу лишь один пример. На днях зашел ко мне в кабинет мужчина и с порога говорит: «Хочу пожаловаться на ваших дворников – я обошел всю площадь вокзала и не обнаружил ни одной соринки». Местные жители берегут «ворота города», потому что находят понимание со стороны работников вокзала и станции в любых вопросах.
– Особенностью станции Димитровград является сплоченность ее работников, – признается председатель профкома станции Валентина Сернова. – Да и не мудрено: с таким руководителем можно в огонь и в воду.
Начальник станции Димитровград Раиса Логинова о себе говорить не любит, и всячески норовит перевести разговор на других, «более достойных» работников. Однако оставить без внимания такого талантливого человека было бы, по меньшей мере, несправедливо. Уже тот факт, что Раиса Петровна является единственным в регионе начальником станции, имеющим две высокие награды – «Почетному железнодорожнику» и «Заслуженный работник транспорта», – говорит сам за себя. Они стали следствием ее незаурядной способности быть хозяйственником.
– Вы знаете, что первоначальное здание вокзала постройки 1902 года сохранилось до наших времен? – спрашивает меня заместитель начальника станции Станислав Дубовенков. – На его месте сейчас расположен сменный пункт локомотивных бригад.
Здание внешне обновили, но «преданья старины глубокой» спрятать невозможно. В помещении застаем машиниста Николая Дедюева и помощника Анатолия Гаврикова с сыном Антоном.
– На станции работают всего 20 локомотивщиков, – поясняет Дедюев, – 11 машинистов и девять помощников. В основном, ведем маневровые и хозяйственные работы по линии Уренбаш – Полтавки. Каждые пять суток тепловоз ездит на техническое обслуживание в Ульяновск.
О том, что раньше на месте сменного пункта был вокзал, машинисты узнают впервые, зато рассказывают любопытную историю: во время реконструкции здания железнодорожники нашли старинный кусок черного мрамора с выбитой датой позапрошлого века. Поговаривали, что такие таблички вывешивали на станциях в царские времена. На место странной находки приезжали местные журналисты, но выяснить происхождение находки им не удалось, и раритет до поры до времени опять закопали в землю.
– Вообще в Димитровграде много исторических мест, связанных с железнодорожной станцией, – рассуждает Станислав Дубовенков, когда мы вновь выходим на железнодорожные пути. – Вот на Верхних прудах возвышается верстовой столб, свидетельствующий, что через станцию Мелекесс на почтовой тройке проезжал поэт Пушкин. Он ехал в Оренбург для сбора материала о Пугачевском бунте, а Мелекесс тогда был первой станцией со сменой лошадей на пути от Симбирска. Вы непременно должны посмотреть это место, здесь недалеко.
Мы поспешили к историческому месту, а я по-хорошему позавидовал работникам станции Димитровград. Люди здесь работают творческие, любят свой край и интересуются его историей, а потому в повседневную жизнь вносят свою уникальность. Не атомом единым, получается, славен этот город.
Александр Савенков