То, что детям необходимо со школьной скамьи прививать любовь к общественно полезному труду, обсуждали на площадке «Образование и культура как основы национальной идентичности» форума ОНФ «Форум действия. Регионы», проходящего в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). Участники дискуссии пришли к выводу, что нормы трудового воспитания школьников нужно закрепить в законе об образовании. По их мнению, трудовая деятельность в процессе обучения создаст условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения.

Участники форума отметили, что задача создать условия для развития и самореализации учащихся поставлена в поручениях президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, данных по итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 г.

Эксперты ОНФ отметили, что в настоящее время пока не создано соответствующих благоприятных условий для трудового воспитания школьников. Это обусловлено в том числе особенностями действующего законодательства, которое позволяет привлекать ученика к труду без дополнительных условий лишь в рамках образовательной программы.

На площадке прозвучало предложение разграничить в законе «Об образовании» понятия труда по благоустройству школы и работ в рамках учебного процесса. При таком подходе общественно полезным трудом следует считать, к примеру, уборку школьных помещений во время каникул, сезонное мытье окон, наведение порядка после ремонта и т.п. Если же требуется после уроков убрать учебный инвентарь, лабораторные образцы, подмести класс во время дежурства – то это относится к необходимой работе в ходе учебного процесса. Эксперты отметили, что данное разделение должно быть закреплено законодательно на федеральном уровне и детализировано региональными актами, включая положение о самообслуживании обучающихся. Для того чтобы такое положение устраивало все стороны, его следует утвердить решением органа школьного самоуправления.

«Необходимо со школьной скамьи прививать ребенку любовь к труду, который облагораживает и возвышает человека, дает личности возможность состояться в жизни. Эта фундаментальная истина должна быть отражена в законе об образовании. Тем самым будут созданы необходимые условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения», – отметила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.

В настоящее время закон «Об образовании», как отметили участники площадки, запрещает привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия, а для несовершеннолетних – без согласия родителей. Других норм о школьном труде закон не устанавливает. Получается, что дежурство по классу после уроков, уход за пришкольным участком или уборка беговых дорожек школьного стадиона – это та работа, на которую требуется согласие ученика или специальное разрешение его родителей.

Известны случаи, когда между учителями и учащимися нередки «бытовые» конфликты, когда, например, ребенок отказывается стереть пролитую воду, заявляя, что для этого есть уборщица и он не обязан убирать за собой. По мнению экспертов и самих родителей, педагог не должен испытывать затруднений, прививая ученику трудолюбие, потребность поддерживать вокруг себя чистоту и порядок.

«У трудового воспитания есть содержательная основа, которая включает в себя два вида труда – учебный труд и общественно-полезный. Ограничения по привлечению обучающихся к труду, которые распространяются на образовательные учреждения, существенно усложняют процесс воспитания и замедляют социализацию, вхождение ребенка в окружающий мир», – сказала Духанина.

«Без трудового воспитания невозможно воспитать из школьника личность и патриота. Отказ от общественно полезного труда разрушает школу, которая была построена на трудовом воспитании. Нельзя растить белоручек, которые ничего не делают и не отвечают за свои поступки. Трудовое воспитание прививает уважение к чужому труду и повышает в глазах учащегося ценность собственной проделанной работы», – подчеркнул народный учитель России, заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории и обществознания гимназии № 44 им. В.Н. Деева из Ульяновской области, член регионального штаба ОНФ, доверенное лицо Президента РФ Владимира Путина Юрий Латышев.

Координатор по работе со СМИ отделения ОНФ в Ульяновской области Ольга Коваленкова: (8422) 41-85-42 (раб.), 89025820051 (моб.).

образование_ОНФ

СПРАВКА
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года.  Лидером движения является Президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения ОНФ работают во всех 85 регионах страны. Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством. В рамках ОНФ созданы 5 рабочих групп: «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Честная и эффективная экономика», «Социальная справедливость» и центры общественного мониторинга.