Одной из самых обсуждаемых тем последнего месяца, как заявляют официальные источники, стало принятие нового закона об образовании. Однако, как выясняется, мнение студенческой молодежи по поводу того, каким должно быть образование, мало интересует власть. Что можно говорить об информированности студентов об альтернативном законопроекте, предложенном Коммунистической партией?..
Я побеседовала со студентами разных вузов и курсов Ульяновска, спросив их, без каких-либо политических подтекстов, каким бы они хотели видеть образование в России, что для них наиболее важно и как они относятся к текущему положению дел. Так что же на самом деле ждала молодежь от нового закона об образовании?.. Оказывается, вполне ожидаемых вещей.
Доступность. Об этом говорили в первую очередь абсолютно все респонденты. «Я уже и не знаю, что абитуриент должен сделать, чтобы поступить бесплатно в университет. Наверное, быть гением» – именно так комментирует свой ответ один из студентов УлГТУ. А если ты, к примеру, не «гений», а лишь добросовестный школьник, стремящийся продолжить свое образование в уже выбранной сфере? Наталья, студентка 5 курса, УлГУ говорит, что сейчас очень сложно, практически невозможно, поступить в университет на некоторые специальности. Приходится выбирать нету специальность, о которой ты мечтал, а ту, на которую конкурс меньше. Увы, это приводит к печальной статистике: большинство выпускников работают не по специальности. А те, кто все же пошел за своей мечтой, чаще всего просто уповают на помощь родителей. Ксения, студентка УлГТУ, считает, что со временем образование станет доступно лишь для «избранных», тех, чьи родители много зарабатывают и способны обеспечивать своих детей, а Игорь, студент 3 курса, делает неутешительный вывод: «Обидно за новые поколения, у которых нет шансов поступить или выйти на бюджет».
Отмена ЕГЭ и двухуровневой системы образования. У нас в стране принято считать, что студенты не понимают, что им нужно, что взрослые сами знают, как сделать лучше. Однако чаще всего это приводит только к нарастающему протесту и удивлению со стороны тех же взрослых: но я же хотел, как лучше! Все опрошенные будущие специалисты и бакалавры так или иначе затрагивали тему ЕГЭ и бакалавриата во время интервью. Одни категорично выступали за отмену единого государственного экзамена, аргументируя это слишком сильным усреднением всех выпускников школ, другие высказывали предложение о возможности сдачи ЕГЭ исключительно по выбору абитуриента, наряду с классическим экзаменом.
Те же отзывы и по поводу двухступенчатой системы образования. Например, Антон, студент 2 курса педагогического университета, считает, что стоит вообще убрать бакалавриат. Студентов больше всего пугает, что по сути бакалавриат превратился во вмещение пятилетнего курса в четырехлетний, а это в итоге бьет не только по нервам, но и по здоровью студентов. Их более старшие товарищи, успевшие поступить на специалитет, практически повторяют одну и ту же фразу: «Как хорошо, что я успел поступить раньше и не столкнулся со всем этим кошмаром».
Увеличение роли гуманитарных предметов в школе. Это положение удивило нас больше всего. Казалось бы, какое дело студентам до уменьшения школьных часов на занятия русским языком и литературой, например? Оказывается, волнует и довольно сильно. Половина студентов во время интервью упоминали это, предлагая увеличить количество часов на эти предметы. В чем же причина? Уже давно преподаватели замечают, что каждый новый набор студентов гораздо слабее, чем предыдущий. Новоиспеченным студентам крайне сложно влиться в учебный процесс в высшем учебном заведении потому, что им не хватает знаний и способности размышлять. С введением ЕГЭ ситуация только усугубилась: подготовка к школьному выпускному экзамену в форме теста сильно отличается от фундаментального образования, которое предлагают в вузах. Вероятно, и сами студенты начали это понимать. Ведь гуманитарные предметы не только формируют видение мира, они учат мыслить. Хотя, в таком случае, совсем неудивительно, почему часы так сильно сокращены. Но это так, авторская ремарка.
Теперь, когда мы в общих чертах выяснили, что ожидает молодежь от образования в России, вопрос о том, для кого утвержден новый закон об образовании, становится еще более актуальным. Все, о чем говорят студенты, было изложено в альтернативном законопроекте Коммунистической партии. Хотя об этом факте, как, в прочем, и о положениях принятого закона, никто из ребят даже не слышал: «Не знал. Вообще, я довольно-таки активно пользуюсь Интернетом, зарегистрирован на крупных информационных порталах, периодически пролистываю новостные твит-ленты проправительственных аккаунтов, но ничего не слышал о новом законе об образовании». Странный факт, не правда ли? И это в век информационных технологий, когда молодежь полностью открыта для диалога через удобные для себя источники, а все чиновники, включая президента, имеют собственные «страницы» на всех популярных социальных сетях. Вывод напрашивается сам собой: боятся реакции.
Молодежь, как никогда активно вливается в политическую жизнь страны, хочет изменить ситуацию к лучшему, быть вовлеченными в процесс принятия решений, особенно, если это напрямую их касается. Они прекрасно понимают, что новый закон – это фактически последний гвоздь в крышку похороненной легендарной системы советского образования, бесплатного, доступного и эффективного. Однако их мнение не учитывается или учитывается «напоказ». Так кому нужен новый закон об образовании, принятый в таком виде?.. Думайте сами, решайте сами.
Я никогда не состояла ни в какой политической партии, но сегодня разделяю позицию коммунистов в их видении состояния России, перспектив её развития. Без образования – качественного и доступного для всех – достичь прогресса невозможно.
Алина САВИНОВА, выпускница УлГТУ