Такое мнение было озвучено в рамках совещания по вопросам развития производства гражданских воздушных судов в России, прошедшего под председательством Премьер-министра РФ Владимира Путина 9 сентября в Ульяновской области на территории завода «Авиастар-СП».
В совещании приняли участие заместитель Председателя правительства РФ Сергей Иванов, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, заместитель министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, президент ОАО «ОАК» Алексей Федоров, Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, другие официальные лица.
В рамках своего визита в Ульяновскую область Владимир Путин побывал на производстве окончательной сборки самолетов на ЗАО «Авиастар – СП». На данный момент в цехе в разной степени готовности находится 9 авиалайнеров. Кроме того, премьер-министру была представлена выставка образцов готовой продукции этого предприятия: самолеты Ту-204 различных модификаций и Ан-124 «Руслан». Также Председателю Правительства России были продемонстрированы образцы современной авионики и другого авиационного оборудования, которое производится на ульяновских заводах ОАО «Утес» и ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения». Владимир Путин побеседовал с работниками предприятия, а также с курсантами Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации и посетил компьютерный зал математического моделирования воздушных судов.
Открывая совещание, Владимир Путин отметил, что для решения стратегической задачи – освоения массового, серийного выпуска конкурентоспособной гражданской авиатехники – потребуется большая и трудная работа. По словам Премьера, необходимы максимальная концентрация ресурсов и эффективная государственная поддержка. Ситуацию в отечественном авиастроении Владимир Путин прокомментировал так: «Сейчас мы были на предприятии “Авиастар”. Были в одном из цехов, и работники предприятия обратили внимание на то, что, как они выразились, авиапром, авиастроение “поднимает голову”. Конечно, приятно слышать. И действительно, если сравнить с 2002 годом, когда и это предприятие “лежало на боку”, да и другие отрасли, предприятия были не в самом лучшем состоянии, конечно, кое-что к лучшему действительно меняется. И люди это чувствуют. И это очень хорошо, что есть такой настрой. Однако мы с вами хорошо знаем, что говорить об успехах пока рановато, потому что проблем больше, чем успехов. Отрасль только начинает выходить из системного кризиса, в котором она находилась долгое время». Как озвучил Премьер, ОАК следует сосредоточить усилия и средства государственной поддержки на разработке и производстве перспективных моделей. В планах ОАК – в 2008-2012 годах выйти на производство 434 воздушных судов. Всего же в 2009-2011 годах на разработку, модернизацию, производство и приобретение, включая лизинг, гражданской авиации предусмотрены ассигнования в объеме свыше 130 млрд. рублей – за три года в целом.
По словам президента ОАК Алексея Федорова, это было первое предметное совещание, посвященное обсуждению всех ключевых, в том числе, и самых сложных вопросов, связанных с развитием авиапрома в России. По мнению Алексея Федорова, ситуация на ЗАО «Авиастар-СП» обнадеживает – завод возрождается: растут объемы производства, увеличивается численность персонала предприятия, повышается заработная плата. В настоящее время сформирован и начал реализовываться план по техническому перевооружению предприятия. Первые новые станки уже смонтированы в цехах, и на них выпускается новая продукция. Кроме того, заключен контракт на поставку 35 современных сложных обрабатывающих центров, которые поступят на завод в конце текущего и в начале следующего годов. В целом программа модернизации рассчитана на срок до 2015 года, в ее рамках будет закуплено и внедрено в производство около 900 современных высокопроизводительных обрабатывающих центров, которые заменят устаревшие металлообрабатывающие станки.
Как отметил Алексей Федоров, в настоящее время ведутся переговоры о возобновлении серийного производства самолетов Ан-124 «Руслан». К этому уникальному лайнеру проявляют интерес не только российские, но и крупные зарубежные компании. Реализуется проект производства на ЗАО «Авиастар-СП» транспортного самолета Ил-476. Первый летный образец планируется изготовить в 2010 году. В 2011 году запланировано приступить к серийному производству этой машины. По оценке Алексея Федорова, это будет запуск серьезно модернизированного самолета.
«Мы планируем, что «Авиастар» будет серьезно загружен: в ближайшие годы необходимо обеспечить выпуск самолетов серии ТУ-204. Они сейчас очень востребованы на рынке: согласно потребности в перспективе необходимо изготовить от 150 до 200 штук Ульяновский завод имеет очень хороший товарный ряд. И поскольку мы планируем, что «Авиастар» станет центром по производству тяжелых и средних транспортных самолетов, то, думаю, он будет одним из самых загруженных и больших заводов с точки зрения объемов производства и выпуска самолетов», – заявил Алексей Федоров.
Также Алексей Федоров высоко оценил качество ульяновской авионики, которая используется как в производстве гражданских, так и военных судов.
По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, ЗАО «Авиастар-СП» нацелен на производство транспортной авиации, и его роль в этом сегменте авиастроения очень важна.