Ежегодно сотрудники Лаборатории традиционной культуры УлГПУ выступают инициаторами фольклорно-этнографических экспедиций по Ульяновской области. В это лето основное внимание участников поездки сосредоточилось на Павловском районе.
На век старше Симбирска
Когда мы определялись с местом для базы будущей экспедиции, село Старый Пичеур (оно располагается от райцентра – Павловки – примерно в двадцати километрах) было выбрано далеко не сразу. «Подкупило» нас несколько обстоятельств: во-первых, за несколько десятилетий, в течение которых совершаются подобные поездки, нам еще не приходилось посещать этот «куст» поселений. Во-вторых, о Пичеуре краем уха мы слышали несколько весьма занятных историй, которые, думается, заинтересовали бы всякого любителя необычного и загадочного. Наконец, учителя местной школы (прежде всего, ее директор Ольга Букина) были столь радушны и гостеприимны, что решение остановиться на неделю в стенах именно этого учебного заведения созрело само собой.
Старый Пичеур – село преимущественно мордовское. В ближайшем соседстве находятся русские поселения
– Лапаевка и Старое Чирково. Такое удачное расположение позволило на конкретных примерах проследить то культурное взаимовлияние, которое уже не одно столетие испытывают эти соседствующие этносы. Кстати, более точное название для упомянутого поселения придумать сложно: предположительно, его основали в 50-х годах 16-го века (другими словами, Старый Пичеур старше Ульяновска почти на столетие). Само слово «пичеур» в переводе с мордовского означает «сосновое место». И действительно: село окружено лесом с могучими корабельными соснами, в котором-то и скрываются главные местные достопримечательности.
Ульяновский Китеж
Если углубиться в лес на северо-восток от Пичеура, то уже буквально через полтора-два километра можно встретиться с настоящим чудом: глазу открывается гладь чистейшей воды, на которой тут и там попадаются большие кувшинки. Это лесное озеро носит не очень благозвучное название – Поганое. По рассказам местных, несколько столетий назад на месте Поганки находилось село (в другой версии: здесь был «кордон», состоящий всего из нескольких изб). Случилось так, что поселение сначала покинули животные; затем сельчане пережили нападение змей. Уже после этого приключилась новая беда: из-под земли забили мощные родники, которые и превратили бывшее село в водоем.
О Поганом рассказывают и другие странности: например, что озеро якобы имеет двойное дно, трещина в котором иногда образует такие водовороты, что лодка рыбака (а рыба там водится отменная!) может запросто утонуть. Свидетелями других необычных свойств Поганки стали уже мы сами: у этого водоема нет берега в привычном смысле этого слова. Береговая линия продолжается сплетением водорослей и травы толщиной в несколько десятков сантиметров. Это позволяет человеку спокойно перемещаться по колеблющемуся насту, правда, долго оставаться на одном месте нельзя: начинаешь тонуть. Ощущения от «хождения» по травяному сплетению необыкновенны – после каждого шага здешние довольно-таки высокие березы (плодородного слоя для их роста вполне достаточно) начинают под действием человеческого веса как бы кланяться смельчаку, отважившемуся прийти на Поганое. Другое увиденное нами на Поганке чудо – дрейфующий остров, который, вероятно, представляет собой оторвавшийся кусок описанного выше травяного наста. Говорят, что буквально за ночь – при сильном ветре – на этом островке можно переместиться с одного конца озера на другой.
Кладбище в сосновом бору
В том же лесу рядом с Пичеуром располагается здешнее кладбище. Помимо современных захоронений, в окрестностях села есть старые мордовские могильники, которые датируются 17 веком. В школьном музее, организованном во многом силами местного учителя мордовского языка Александра Бурлакова, хранятся различные украшения, найденные в старых захоронениях. Кстати, почти сто лет назад саратовские археологи также проводили под Пичеуром раскопки, в результате чего были обнаружены любопытные артефакты – бусы из монет, горшки и т.п.
Современное пичеурское кладбище поражает своей красотой: в лесной тишине среди сосен можно увидеть аккуратные могильные кресты двух типов – обычные и «с домиком». Последние ставят, в основном, на женских захоронениях.
В связи с «кладбищенской» тематикой стоит, видимо, упомянуть несколько любопытных деталей похоронного обряда, которые нам до этого не встречались в Ульяновской области. Гроб в Старом Пичеуре до сих пор носят на особого рода жердях, остающихся после похорон на кладбище – в ожидании следующего покойника (то есть жерди не забирают домой). Во время похорон процессия останавливается возле изб родственников и близких умершего, которые выставляют перед своими дворами специальный стол с едой.
Еще одна интересная особенность: покойнику все сорок дней после смерти стелят «постель» (обычно это лавка, на которой до этого раз-мешался гроб). В связи с этим мне рассказали такой случай: постель умершему не подготовили; в ту же ночь покойник явился в избу и лег на свою прежнюю кровать, чем крайне испугал спящего на ней родственника. Разумеется, уже на следующее утро покойницкую лавку, как и полагается, стали покрывать постельным бельем.
Поминки в Пичеуре также проходят не совсем обычно: например, накануне поминального обеда, приходящегося на девятый и сороковой день, готовят особый поминальный ужин (соответственно, вечером 8-го и 39-го дня после смерти). Перед ужином обязательно моются в бане, чтобы «предстать перед предками чистыми душой и телом».
Трехсотлетний дуб и Баня Латка
Если пройти чуть дальше в пичеурский лес (после упомянутого выше кладбища), то гостя ожидает новое откровение: его встречает дуб-великан и бьющий в пяти метрах от его корней родник, образующий небольшое озерцо.
По преданию, этому дубу более 300 лет. Икона, прибитая к нему, а также поверье о том, что, прикоснувшись к корням исполина, можно добиться исполнения желаний и даже получить исцеление, – все это, вероятно, является наследием тех времен, когда мордва (как и некоторые другие финно-угорские народы)поклонялись деревьям.
Родник и лесное озерцо носят название Баня Латка, что, по одной из версий, переводится как «банный овраг». Здешняя вода считается целебной; ею запасаются на Крещение, но часто набирают и для повседневных нужд. В первый же день нашего пребывания в Пичеурах мы отведали этой воды и искупались в озере, чтобы, как говорится, испытать все на себе.
Послесловие
В узкие рамки газетной статьи, конечно, нельзя вместить и доли того, что удалось увидеть и записать в нашей поездке. Мы лечились у местных знахарок, наслаждались старинными русскими и мордовскими песнями, вспоминали «бывалошну» послевоенную жизнь… В результате экспедиции должны появиться научные публикации и, возможно, видеофильм.
Участники поездки благодарят депутата ЗСО от Павловского района Григория Мясникова, главу района Александра Гнусенкова, а также директора старопичеурской школы Ольгу Букину за содействие в проведении экспедиции. Отдельное спасибо -учителю мордовского языка Александру Бурлакову и исследовательской группе учащихся, работающих под его руководством.
Евгений Сафронов