В 2007 году объемы производства ульяновской пищевой промышленности увеличились на 16 процентов. Крупные предприятия смогли модернизировать оборудование и занять достойное место на рынке. Теперь дело — за средним и малым бизнесом.

Продовольственная безопасность

Рынок продовольствия делится на два больших сегмента: к первому относится крупный бизнес, ко второму — средний и малый. Разница в объемах производства, а также в степени устойчивости на рынке порождает и различный круг проблем, которые стоят перед каждым сектором. Соответственно, и подходы к решению стратегических вопросов развития обеих групп предприятий отличаются друг от друга.

Работа департамента пищевой и перерабатывающей промышленности, развития торговли и сферы услуг Министерства сельского хозяйства нашего региона ориентирована, прежде всего, на крупные предприятия, которые обеспечивают продовольственную безопасность региона.

— У нас нет повода посыпать голову пеплом, — говорит директор департамента Умар Ванеев, — в этом секторе промышленности дела идут неплохо. С начала года объемы производства в пищепроме области выросли на 16 процентов. Такой рывок стал возможен потому, что в 2006 году происходило техническое переоснащение предприятий, накапливались силы.

Точное определение понятия «продовольственная безопасность» дает начальник управления пищевой промышленности и промыслового хозяйства областного департамента пищевой промышленности Олег Тарутько:

— Есть международное экономическое правило, что продовольственная безопасность региона считается обеспеченной, если местная промышленность производит 80% потребляемой продукции. Цифры здесь интересные. У нас в области, например, производится в пять с лишним раз больше конфет, чем съедается. Водки и ликероводочных изделий выпускается в четыре с лишним раза больше, чем выпивается. В эту же группу входят минеральная и питьевая воды, мука, крупы, растительное и животное масло, сахар (см. таблицу). К 100% потребления близок выпуск колбас, мясопродуктов, цельномолочных продуктов. Не достигает 100% выпуск хлеба, сыров и пива.

Однако надо понимать, что ульяновские предприятия широко торгуют своей продукцией за пределами области, а на наших прилавках много продукции из других регионов. На одном из заседаний областного штаба по продовольственной безопасности министр сельского хозяйства региона Александр Якунин так проиллюстрировал тему ввоза-вывоза продуктов питания:

— В нашем регионе реализуется только 25% от всего объема выпуска сахара — спроса, говорят, нет. В то же время потребление сахара жителями области только приближается к 80% от медицинских норм. Местного подсолнечного масла ульяновцы потребляют 63%.

Не все необходимые продукты есть на территории области. Например, население региона потребляет около 14 тыс. тонн рыбы в год. При этом квота на вылов рыбы в наших реках, установленная на федеральном уровне, составляет 2 тыс. 76 тонн. Порядка 200 тонн дают прудовые хозяйства. Поэтому, даже несмотря на рост уловов (в полтора раза за прошлый год), в рыбопромысловой отрасли нам в любом случае не обойтись без завозной, в первую очередь, морской, рыбы.

Не производятся в Ульяновской области чай, соль, специи и другая продукция, без которой мы жить не можем. В этих случаях должен быть обеспечен запас товаров.

Алкоголь приносит в региональный бюджет около 600 млн. рублей в год. Умар Ванеев подчеркивает, что еще недавно Ульяновский ликероводочный завод занимал около 13% в общем объеме областного рынка алкогольной продукции, сейчас это 60-70%. Удалось «потеснить» привозную продукцию, подготовить нишу для наших производителей. Областные власти помогли предприятию с рекламой. И если до недавнего времени этот сектор рынка был полукриминальным, то сейчас он становится все прозрачнее. Тут большая заслуга Ульяновской алкогольной инспекции.

Что касается пива, то вообще-то этот продукт не из перечня относящихся к продовольственной безопасности. Однако 40% местного пива в общем объеме потребления — показатель невысокий. Объемы производства этого напитка увеличатся с вводом в строй завода компании «Миллер».

Хлеб начинается с зерна

Выпуск хлеба и хлебобулочных изделий составляет 85% от потребностей области. При этом от 50 до 70% хлебопекарных мощностей простаивают, поскольку это продукт скоропортящийся, и есть проблемы с его реализацией.

Давайте подробнее рассмотрим ситуацию на хлебном рынке, которая характерна и для других секторов пищепрома. Стратегическую базу в обеспечении населения области хлебом создают предприятия ОАО «Хлебпром», а широкий ассортимент — малые пекарни, которых в регионе больше сотни. Но если Ульяновск хорошо обеспечен хлебом местного производства, то жители сел в южных районах области больше покупают сызранскую продукцию, которая стоит дешевле, но оставляет желать лучшего по качеству.

Однако хлеб, как известно, начинается в поле.

— Ульяновская область никогда не славилась хорошим качеством производимого зерна, поскольку находится в зоне рискованного земледелия, — говорит руководитель Центра сертификации ООО «Зернопродукт» Наталья Калашникова. — Ежегодно большой процент от общего объема выращенного зерна пшеницы и ржи (а именно из него производится мука для хлеба) составляет фураж. 15-20 лет назад баланс на зерновом рынке соблюдался с помощью целенаправленных зерновых потоков в масштабах страны. У нас в области был и есть избыток зерноперерабатывающих мощностей. Пшеница продовольственная 3-го и 2-го классов в область завозилась из южных регионов России, где перерабатывающих предприятий было меньше. Осуществлялись поставки из Америки и Канады. Своя пшеница подсортировывалась к привозной, эти смеси перерабатывались, и хлебопекарной мукой отменного качества обеспечивалась не только наша, но и ряд других областей.

С 1991 года предприятия-гиганты постепенно перешли в част-ные руки. Терпя убытки, многие из них закрылись или сократили мощности. Централизованные поставки зерна и муки прекратились. Сегодня ульяновские мельники работают с местным сырьем и покупают пшеницу и рожь за пределами области. В последние годы в Мелекесском районе работает по договорам с хозяйствами только Димитровградский крупяной завод.

Конечно, в Ульяновской области есть хозяйства (в том числе и фермерские), которые внимательно следят за качеством семян. В основном же местный сельхозтоваропроизводитель не имеет средств на хороший посевной материал и проведение всего комплекса агротехнических мероприятий.

——————————————————————————–

Выпуск хлеба и хлебобулочных изделий составляет 85% от потребностей области. При этом от 50 до 70% хлебопекарных мощностей простаивают

——————————————————————————–

— А в результате область производит зерно гораздо худшего качества, чем соседние регионы, — говорит Наталья Калашникова. — В Татарстане, например, существует республиканский зерновой фонд и действует схема дотаций производителям зерна. Климатические аномалии мая могут также негативно отразиться на качестве урожая зерновых 2007 года. Каков же будет хлебушек на нашем столе в ближайшее время?

Вот еще один пример помощи хлебопекам. В конце апреля в Москве под председательством Юрия Лужкова проходил Всемирный форум хлебопечения. Мэр столицы призывал последовать примеру своего правительства, которое откликнулось на предложения Московской гильдии пекарей. В результате в столице у хлебопеков есть льготы по уплате земельного налога, услуг ЖКХ, им предоставляются хорошие торговые площади. Правительство Москвы ежегодно закупает 300-350 тыс. тонн пшеницы твердых сортов и обеспечивает поставку высококачественного сырья для пекарных предприятий.

В Ульяновской области в конце апреля также создана ассоциация пекарей и кондитеров. Сейчас она готовит обращение в Законодательное Собрание области, в котором будут предложены меры поддержки производителей и, соответственно, увеличение доли местной продукции на рынке. Вероятно, ситуация прояснится уже в этом году.

Гаснет в тесной печурке огонь

Несколько лет назад в Ульянов-ской области открылось множество малых частных пекарен. К настоящему времени многие их них закрылись, не выдержав конкуренции, высоких тарифов на энергоносители и сырье (в том числе на муку). Производство хлеба становится нерентабельным. Как говорят сами производители хлеба, если есть газ — то концы с концами свести удается, но если печь электрическая — можно сразу за-крывать цех. Нет средств на модернизацию оборудования.

Новые печи, расстоечные шкафы и прочая техника германского, французского, турецкого производства стоят десятки тысяч евро. Без поддержки малый предприниматель не может осилить такую сумму. В то же время качество хлеба, выпущенного из тех же продуктов, но на новом оборудовании, несравненно выше. Например, современная размесочная машина имеет две скорости, а не одну, печь же должна быть с увлажнителем, тогда булка будет пышной и румяной.

— В областном бюджете заложены средства на поддержку предприятий при покупке оборудования для пищевой промышленности, — говорит Умар Ванеев. — Отдельной строки по поддержке пище-прома нет. Но министерство сельского хозяйства региона ведет работу по частичной компенсации из бюджета процентов за банковский кредит, взятый предприятиями. Конечно, процедура получения поддержки довольно трудоемкая. Но такими кредитами пользуются уже несколько предприятий, в основном крупных. Эта работа будет продолжена.

Элитарная утка в апельсинах

Российские экономисты (в частности, агентство «Качалов и коллеги») отмечают такие стадии формирования продовольственного рынка в зависимости от доходов населения:

1. Нищета. Доход на человека — до 80 долларов. Отсутствие рынка. Люди покупают только товары первой необходимости.

2. Бедность. Первая стадия — доходы от 100 до 120 долларов на человека. Это — начало развития рынка, когда покупаются продтовары средней цены. Вторая стадия — доходы до 240 долларов, развитие рынка, резкое расширение ассортимента.

3. Средний класс. Первая стадия — доходы от 400 до 480 долларов. Вход в развитой рынок. Рост объемов продаж. Вторая стадия — 800-950 долларов на человека — характеризуется развитым рынком, ростом дорогого и элитного сегмента.

Ульяновск, судя по этой таблице, пребывает во второй стадии бедности, а стало быть, в состоянии развития рынка и резкого расширения ассортимента. Наращивается объем и появляется разнообразие продукции во всех ценовых группах. В том числе и в дорогом сегменте.

Уровень доходов населения области еще недостаточно высок, чтобы в массовой торговле поднять цены на буханку хлеба до 25 рублей. Но, с другой стороны, у нас есть люди, которые думают о своем здоровье и готовы платить такие деньги за хлеб с полезными добавками или улучшенным вкусом (например, с «начинкой» из ветчины и сыра). И этот слой населения тоже нельзя оставлять без внимания.

Для Ульяновска выпуск дорогих элитарных продуктов — новинка на пищевом рынке. В пример можно привести ОАО «Мясокомбинат «Инза», широко известный в регионе как производитель качественной тушенки. Комбинат пошел по пути резкого расширения ассортимента. Сейчас в торговлю продвигаются две линейки новой продукции. «Шефъ-повар» — это разнообразные готовые к употреблению супы и вторые блюда для людей со средним достатком.

А «Кремлевская кухня» представляет такую деликатесную продукцию, как «Поросенок молочный с чесноком и мускатным орехом», «Утка по-царски с апельсинами, яблоками и корицей», «Ножка баранья с мускатным орехом и тимьяном», «Кролик под соусом с белыми грибами», «Язык говяжий целый в желе», «Индейка с майораном по-домашнему».

Консервные банки (а фактически — кастрюли с готовым блюдом) — от 400 г до 8 кг. Причем большая банка, куда уложен, скажем, целый молочной поросенок, упаковывается в красивую картонную коробку с ручками, которую удобно нести. Комбинат применяет самые современные средства рекламы. Тут Ульяновская область в грязь лицом не ударила. Однако в основном продукция уходит в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург.

С точки зрения среднего бизнеса

Если в работе крупных предприятий пищепрома наметился рост производства, то среднему и малому бизнесу ежечасно приходится бороться за место под солнцем. Об этом говорят эксперты «ДО».

Исполнительный директор ООО «Симбирская молочная компания» Константин Козюков считает:

— На прилавках магазинов можно найти широчайший ассортимент продукции от самых разных производителей. К сожалению, очень часто и от тех, кто производит ее кустарно, не выполняя элементарных требований к производству, переработке, транспортировке и хранению товаров. Но тут мы сталкиваемся с парадоксом: ульяновский потребитель согласен мириться с продукцией недобросовестных производителей, предпочитая высокому качеству низкую цену товара. Например, в отличие от соседних областей, где молочная продукция давно уже представлена в картонных коробках и пластиковых бутылках, у нас по-прежнему популярен более дешевый вариант фасовки товаров — пакеты из пищевой пленки. Качество молока, условия и сроки его хранения — вот то, чем вынуждены жертвовать местные потребители в погоне за низкой ценой продукции.

Основным благоприятным фактором развития пищепрома Константин Козюков считает высокую степень лояльности ульяновцев к продуктам, произведенным в нашем регионе. В остальном, как говорится, не мешают — уже спасибо! Среди сдерживающих факторов представитель «СМК» отмечает политику торговых сетей. Масса требований, выдвигаемых ими, зачастую вынуждает ульяновского производителя работать себе в убыток. Оплата входа в сеть, разнообразные бонусы, плата за каждую новую представленную позицию, проценты от объемов продаж… При этом сами сети не гарантируют и часто не обеспечивают качественную работу своих специалистов. Неграмотные заявки, в результате которых производители вынуждены терпеть убытки от возвращенной продукции, неправильная выкладка товаров, небрежное отношение к условиям их транспортировки и хранения — за все это приходится расплачиваться производителю.

У заместителя директора по маркетингу и развитию компании «Алев» Андрея Савченко иной взгляд на сотрудничество с супермаркетами:

— Увеличивается проникновение на продовольственный рынок Ульяновска федеральных сетей, которые привозят с собой ассортимент продукции, сформированный ими ранее в других регионах, тем самым ужесточая конкуренцию для местных производителей. С другой стороны, у наших предприятий появляется возможность увеличить свои продажи за счет присутствия в самых современных форматах торговли, получить ценный опыт. Если местная компания имеет в своем портфеле качественные продукты и сильные бренды, она легко удерживает позиции и даже улучшает их в честной конкурентной борьбе. Потребитель сам решает, что для него лучше.

Серьезными проблемами эксперты называют также сертификацию товаров и высокий уровень налогов.

— Мы занимаемся как производством мясопродуктов, так и оптовой торговлей продуктами питания от производителей из других областей, — рассказывает коммерческий директор ИП «Молофеев Ю.А.» Андрей Корж. — К сожалению, на ульяновском рынке продуктов питания значительную долю занимают производители из других регионов. Главная причина этого, на мой взгляд, — отсутствие в нашей области механизмов стимулирования местных производителей. В основном лоббируются интересы крупных предприятий. В Европе же около 60% продукции производит малый и средний бизнес. Проблема поддержки местного производителя — комплексная, и решение ее должно быть комплексным. Она должна осуществляться на всех этапах, от производства сырья до реализации готовой продукции. Обидно за симбирских производителей. Например, больше планируемого в этом году возросли тарифы на электроэнергию. В Ульяновской области самый дорогой бензин в ПФО. И, несмотря на увеличение затрат, мы не поднимаем цены на нашу продукцию, хотя добавленная стоимость на нее и так минимальна и позволяет только выживать. Получается, что на сегодняшний день в нашем регионе заниматься продажей привозных продуктов питания выгоднее, чем производить их на месте. Решить эти вопросы можно, если ими действительно заинтересуются власти.

Андрей Савченко видит выход и в улучшении инвестиционного климата в регионе. Причем здесь важна не только информационная составляющая. Например, наличие хороших дорог позволит ускорить грузоперевозки, понизить их стоимость и тем самым дать дополнительное конкурентное преимущество нашим производителям. Важным является контроль качества продукции, завозимой из других областей, противодействие недобросовестной конкуренции.

Сырье для пищевой промышленности

Серьезный узел противоречий затягивается сейчас между производителями сельхозпродукции и перерабатывающими предприятиями. Первым некуда сбыть мясо, молоко и другие продукты, вторые не удовлетворены мелкими и нерегулярными поставками со стороны производителей.

Константин Козюков объясняет, что на рынке молочной продукции проблемой, растущей день ото дня, становится нехватка сырья. В последние годы поголовье крупного рогатого скота в Ульяновской области сокращается. Если не принять мер для стабилизации ситуации, то во вполне обозримом будущем можно ожидать кризиса во всех отраслях, связанных с производством и переработкой молока и мяса. Андрей Савченко отмечает, что снижение поголовья молочного стада приводит к росту цен на сырьевое молоко и готовые продукты.

В регионе не прекращаются споры об импортном брикетном мясе: и цены оно сбивает, и не дает местным хозяйствам осуществлять поставки на мясокомбинаты.

Андрей Корж считает вопрос об импортном сырье просто смешным:

— Вроде как нас уговаривают: работайте на местном сырье! Да мы бы с удовольствием! Только объемы сельскохозяйственного производства в нашей области не способны удовлетворить полностью потребности мясопереработчиков. Мы испытываем сезонные трудности по местным поставкам мяса, поэтому вынуждены закупать охлажденное мясо из соседних регионов. Года три у нас был свинокомплекс на 3000 голов. Хотели взять землю для выращивания кормовых культур. Но пришлось от этого проекта отказаться. И главной проблемой оказалась кадровая. Однако из собственного опыта мы сделали такой вывод: убыточность животноводства — это миф. Даже при сегодняшних ценах на ГСМ и корма это рентабельное производство. Только его поддерживать нужно и кредиты давать не под драконовские проценты.

В соответствии с технологическим процессом, уверен Олег Тарутько, мясокомбинатам удобнее не самим разделывать тушу, а получить готовый брикет — продукт первичной переработки мяса — и вырабатывать из него колбасу, ветчину и прочие продукты. Такое мясо в достаточном количестве производится за рубежом. В последнее время стали применять этот метод и российские производители. Практически ни один мясокомбинат в области не может обеспечить себя местным сырьем.

——————————————————————————–

Ульяновск пребывает нынче во второй стадии бедности, то есть в состоянии развития рынка и резкого расширения ассортимента

——————————————————————————–

В Инзе руководитель комбината мясных консервов подчеркивал, что готов по честной рыночной цене купить, допустим, 300 тысяч кроликов, 100 тысяч молочных поросят. Нужны гуси, утки, индейки. Но это должны быть крупные гарантированные поставки. Если в Ульяновской области их никто не сможет обеспечить, комбинату придется закупать продукцию в других регионах.

В департаменте пищевой и перерабатывающей промышленности не отрицают, что сейчас действительно есть дисбаланс между производством сельхозпродукции и потребностями перерабатывающих предприятий. Речь, по большому счету, идет о синхронизации их усилий. Но партнерство должно быть постоянным и стабильным. Подсобные и фермерские хозяйства не могут обеспечивать такие поставки. У малого бизнеса — конкуренция на другом уровне. Тут, как намечено в национальном проекте «Развитие АПК», нужно развивать «колхозные» рынки и потребкооперацию.

Стратегия и тактика

Юрию Молофееву пришлось продать свиноферму. А ООО «УльяновскРастМасло», наоборот, делает большую ставку на свое новое подсобное хозяйство.

— Мы надеемся, что, выращивая подсолнечник, снизим себе-стоимость продукции и поднимем рентабельность производства, — говорит директор ООО Наталия Рябоконь.

Она отмечает, что на рынке растительного масла сложилась очень невыгодная ситуация для местных производителей. Львиную долю рынка заняла краснодарская компания «Золотая семечка», использующая экстракционный метод получения масла, который, по сравнению с нашим прессованием, дает выход продукции процентов на 15-20 больше.

Несмотря на активную поддержку властей при продвижении в торговые сети масла «Симбирского», ООО «УльяновскРаст-Масло» пришлось закрыть цех розлива и бутилирования масла, потому что его работа оказалась нерентабельной. При точке без-убыточности в 30000 бутылок продавать удавалось только 12000. А предоставить торговым сетям такой большой бонус, как «Золотая семечка», ульяновская компания была не в состоянии. Однако закрытие цеха не означает остановку работы маслодельного производства. Оптовыми поставками ульяновской продукции интересуются европей-ские страны, существует широкий рынок в России и странах ближнего зарубежья.

Новую стратегию выбрала и кондитерская фабрика «Волжанка»: установка нового, современного оборудования, которого еще нет в Поволжье, позволит выпускать шоколад высшего качества. Высокие темпы выпуска продукции держит Цильнинский сахарный завод.

Как же, по мнению наших экспертов, будет меняться ситуация на рынке продовольствия в течение 2007-2008 годов? С ростом уровня заработной платы ульяновцев, считают руководители предприятий пищепрома, растет спрос на продовольственные товары, что, в свою очередь, порождает более высокие требования потребителей к качеству продукции. Каждый день открываются новые магазины, конкурентная борьба и между ними, и между производителями продукции постоянно обостряется. Как следствие — ассортимент товаров на ульяновских прилавках продолжит расти.

Однако более качественные продукты начнут вытеснять менее качественные, более сильные участ-ники рынка вытеснят слабых. И

будут ли это местные производители или представители других регионов — покажет время.