1 ноября в Законодательном Собрании Ульяновской области председатель комитета по жилищной политике, жилищно-коммунальному комплексу и энергетике Геннадий Антонцев провел круглый стол, посвященный вопросу неплатежей за услуги ЖКХ.
Открывая обсуждение, Геннадий Антонцев отметил, что главная, но не единственная причина неплатежей – это высокая стоимость коммунальных услуг при низкой платежеспособности населения, и предложил разобраться в деталях проблемы.
По данным Ульяновского филиала OOO «РИЦ», общая сумма задолженности составляет 1 млрд.163 млн. рублей. Стоит отметить, что 30% жилого фонда Ульяновска не обслуживаются расчетным центром, поэтому реальный размер долга выше.
Среди неплательщиков директор филиала Виктор Сакун выделил две наиболее проблемные категории: это квартиросъемщики муниципального жилья, на них приходится половина долга – 644 млн. рублей, и собственники квартир, в которых никто не зарегистрирован (97 млн. рублей). Зачастую такое жилье неофициально сдается в аренду, и если оно не оборудовано приборами учета, определить реальный размер потребленных услуг невозможно. Отдельного внимания заслуживают долги за услуги ЖКХ в жилье, закрепленном за детьми-сиротами. Сегодня эта цифра составляет 25 млн. рублей. Пока ребенок находится в госучреждении, лишенные родительских прав родители ведут аморальный образ жизни и не платят по счетам.
По мнению директора филиала ООО «Риц», необходимо упростить процедуру принудительного выселения из муниципального жилья. Для владельцев приватизированных квартир действенным может стать запрет на сделки с недвижимостью, обремененной долгами за услуги ЖКХ.
Директор филиала по продаже тепловой энергии – директор Территориального управления по теплоснабжению в городе Ульяновск Ульяновского филиала ОАО «Волжская ТГК» Сергей Гужев подчеркнул, что муниципальные образования полностью самоустранились от решения проблем муниципального жилого фонда. При этом в России есть примеры Санкт-Петербурга и Саранска, где власти не допускают накопления долгов и взяли на себя обязательства расплачиваются с ресурсными организациями, а затем самостоятельно проводят работу по взысканию средств. Участники совещания пришли к единому мнению, что этот опыт может быть полезен Ульяновской области.
Также от участников круглого стола прозвучали предложения снять ограничения по начислению пени для жильцов, которые имеют возможность платить, но не платят, одновременно снизив максимальную долю оплаты услуг ЖКХ в совокупном доходе с 22 до 10 процентов.
Однако не только население виновато в растущих долгах перед ресурсоснабжающими организациями. Согласно действующему законодательству, при ликвидации либо смене управляющей организации долги, накопленные по ее жилому фонду, невозможны к взысканию. Новые управляющие компании начинают все с чистого листа, а поставщики несут убытки. По мнению Виктора Сакуна, нужно закрепить за каждым домом постоянный расчетный счет, который будет переходить «по наследству» при смене формы правления.
Начальник департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики и планирования Ульяновской области Наталья Николихина обратила внимание, что управляющие компании действующим законодательством защищены от проверок наряду с другим бизнесом, поэтому нет правовых оснований для регулярного контроля их финансово-хозяйственной деятельности. Между тем она вызывает немало вопросов. В качестве примера она привела результат одной из проверок, которая выявила 17 млн. долга перед «ресурсниками» при том, что с жителей было собрано 32 млн. рублей. Еще один пример: сумма задолженности управляющих компаний перед УМУП «Ульяновскводоканал» составляет 620 млн. рублей.
Было отмечено, что на региональном уровне необходим закон о порядке создания и функционирования управляющих организаций, ужесточающий требования к порядку работы и условиям вхождения на рынок жилья. Сейчас же управлять жилым фондом может юридическое лицо с уставным капиталом в десять тысяч рублей без необходимых производственных мощностей. Одновременно было предложено ввести стимулирующие меры в виде пониженных тарифов для компаний, которые не имеют задолженности и проводят модернизацию.
О проблемах в законодательном регулировании сферы ЖКХ говорил и директор некоммерческого партнерства саморегулируемых организаций «Симбирский дом» Григорий Николаев. Он предложил инициировать комплексную проверку законов, поскольку с середины 1990-х годов было выпущено 3 тысячи правовых актов и 158 федеральных законов, регулирующих сферу ЖКХ, которые зачастую противоречат друг другу. Из-за отсутствия моделирования последствий и учета реальных условий эксплуатации инженерных сетей они не проходят проверку реальностью и вызывают раздражение у населения, как это было с введением платы за общедомовые нужды.
Непрозрачные тарифы и высокая стоимость горячего водоснабжения и отопления – вот главные причины неплатежей по мнению председателя ЖСК «Симбирский» и «Светлый» Виктора Цибина: «Людям трудно объяснить, почему в двух соседних домах стоимость одного кубометра горячей воды может отличаться от 109 до 250 рублей. Понятно, что у них возникают вопросы и пропадает желание платить». Действительно, львиная доля задолженности приходится на эти услуги. На 1 ноября эта цифра составляет 943 млн. рублей. К этому вопросу было решено вернуться на отдельном совещании.
– Сегодня прозвучало очень много конструктивных предложений, все они будут обобщены. На их выполнение потребуется много времени, решить проблему неплатежей в ЖКХ – это сложная задача, однако есть очень большое желание все это реализовать. 5 ноября Государственная Дума РФ проводит парламентские слушания по этой теме, надеюсь, что удастся донести наше видение. В жилищно-коммунальном комплексе должны быть правила игры, понятные для всех, – резюмировал Геннадий Антонцев.