Олег Пантелеев
“Аэрокомпозит” продолжает активную подготовку производственной площадки на Ульяновском “Авиастар-СП” к началу выпуска изделий из композиционных материалов. Предприятие будет специализироваться на интегральных панелях и лонжеронах кессона крыла, а также элементах центроплана. Первый прототип кессона уже завершил испытания в ЦАГИ, подтвердив заявленные характеристики. На очереди второй и третий прототипы.
Реконструкция корпуса “Авиастар-СП”, где “Аэрокомпозит” начнет выпуск изделий из композиционных материалов завершится в конце 2012 г., рассказал президент “Аэрокомпозита” Анатолий Гайданский.
В проект по созданию композитного производства вовлечены ведущие мировые производители материалов и оборудования. Ранее сообщалось, что ключевыми поставщиками материалов станут компании Cytec и Hexcel. На сегодня завершен выбор производителей необходимого технологического оборудования и практически завершились работы по его контрактации.
Значительный объем поставок осуществит испанская компания mTorres, у которой приобретены станки и оборудование для автоматизированных линий сборки и механообработки. Печи и системы пропитки поставит французская компания Stevik. Изготовитель приборов неразрушающего контроля — компания Technatom. Суммарный объем инвестиций в создание первого этапа производства оценивается более чем в 250 млн долл.
Как ожидается, уже в середине 2013 г. в Ульяновске начнется изготовление первых изделий в интересах программы МС-21, а до этого момента предстоит завершить испытания прототипов кессона крыла. Первый прототип, поставленный компанией FACC AG, в конце прошлого года завершил программу статических испытаний. По словам Гайданского, полученный результат подтвердил расчетные характеристики: разрушение произошло в ожидаемой зоне при нагрузке, незначительно превышающей расчетные значения. “Это говорит о том, что мы достаточно неплохо умеем считать прочность композитных конструкции”, — заявил он. Также сейчас завершается подготовка к испытаниям второго прототипа и ведутся работы по третьему.
Ранее президент “Аэрокомпозита” неоднократно заявлял, что компания не отвергает сотрудничества с российскими производителями материалов, однако пока этому препятствует несоответствие отечественной продукции требованиям по качеству.
Изменить эту ситуацию намерен Всероссийский НИИ авиационных материалов (ВИАМ), активно развивающий свой ульяновский филиал. За три года его инвестиции составили более 125 млн руб. Согласно подписанному с администрацией Ульяновской области соглашению, в регионе не только будет развиваться производство полимерных материалов для различных отраслей промышленности, но и будут созданы учебно-образовательные центры, что позволит подготовить квалифицированные научные и производственные кадры.
Помимо импортозамещения в части поставки материалов и оборудования, для “Аэрокомпозита” интересен и выход на международный рынок. Переговоры о возможном сотрудничестве с ведущими авиапроизводителями идут довольно давно, но их переходу в практическую плоскость, по мнению Гайданского, препятствует объективный фактор: возможности производства необходимо подтвердить на практике. “Мы периодически обсуждаем перспективы сотрудничества, однако пока завод не построен, делать какие-то выводы рано”, — отметил он.
Очевидно, что производство крыла — это компетенция, которую ведущие авиастроители стараются сохранить за собой, и маловероятно, чтобы Airbus и Boeing пошли на масштабное сотрудничество с российской компанией в этом направлении. Гораздо больше возможностей открывается в части выпуска элементов хвостового оперения, а также навесных элементов конструкции (элеронов, закрылков, щитков). Впрочем, применение композиционных материалов в крыле не ограничено магистральными самолетами. И бизнес-джеты, и беспилотные летательные аппараты, рассчитанные на длительное время полета, вполне могут дать российскому производителю неплохую нагрузку сверх тех 350–400 млн долл. в год, которые дадут заказы от российских компаний.