В Указе президента России Владимира Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», говорится о необходимости снижения уровня бедности в два раза.

Распространение новой короновирусной инфекции привело к экономическому спаду производства, что существенно усложнило борьбу с бедностью. Поэтому в настоящих условиях нужна ясная стратегия борьбы с бедностью, которая будет эффективна при решении таких задач как:

  • сделать доступными и адресными ресурсы социальной защиты для крайне бедных;
  • увеличить доходы граждан, имеющих определенный профессиональный, социальный и адаптационный потенциал (это позволит людям не только удовлетворить минимальные потребности в питании, одежде и обуви, но и получить необходимый уровень здравоохранения, образования и культуры).

Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики региона. А рост доходов населения и эффективные адресные социальные программами являются определяющими факторами сокращения бедности в Ульяновской области. Но здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения, а также возможность простого копирования опыта других регионов, обеспечивающих более высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.

За 2019 год только в 17 регионах страны доля бедного населения (доходы ниже прожиточного минимума) не превышает 10% и в основном это регионы с высокими доходами.

По ПФО только в трёх регионах доля бедного населения были меньше среднероссийского уровня в 12,3%: в Республике Татарстан (6,9%), Нижегородской области (9,5%) и Республике Башкортостан (12,1%).

Ульяновская область среди регионов ПФО по доле населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с результатом 15,4 % находится на 10 месте. Антилидерами в ПФО по доле бедного населения являются Республика Марий Эл (20,1%), Республика Мордовия (18%), Чувашская Республика (17,4%).

Доля населения за чертой бедности по регионам ПФО за 2019 год, %

По предложению ряда субъектов Российской Федерации в 2019 году стартовал пилотный проект по снижению бедности в 2 раза. Руководители Нижегородской, Новгородской, Липецкой, Томской, Ивановской областей, Республики Татарстан, Кабардино-Балкарской Республики, Приморского края первыми взялись за решение этой непростой задачи.

Единой схемы реализации проекта не было – каждый регион шёл своим путём, предварительно оценив причины бедности местных жителей и выбрав наиболее эффективные способы увеличения доходов малоимущих.

Обобщив опыт регионов, можно сделать вывод, что в основном в пилотных субъектах для борьбы с бедностью была сделана ставка на сферу социальной политики:

  • проведение аудита действующих региональных мер социальной поддержки;
  • формирование регионального регистра малоимущих семей и одиноко проживающих граждан;
  • расширение функций социального контракта.

Социальный контракт – соглашение между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, в соответствии с которым, орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Цель социального контракта – выход малоимущих граждан на более высокий уровень жизни за счёт активных действий самих граждан для получения постоянных самостоятельных источников доходов в денежной и натуральной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение.

Социальный контракт в Ульяновской области применяется с 2014 года. За период с 2014 по 2019 годы социальную поддержку на основании социального контракта в регионе получили 16363 человека. Освоено 140206,5 тыс. рублей, из них в форме единовременной денежной выплаты 78875,2 тыс. рублей.

Оценка эффективности социальных контрактов в Ульяновской области

Количество заключённых социальных контрактов выросло с 22 ед. в 2014 году до 11099 ед. в 2019 году. Сумма освоенных средств увеличилась с 799,82тыс. руб. до 57153,7 тыс. руб. При этом доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума также увеличилась: с 12,1% в 2014 году до 15,4 % в 2019 году.

В 2020 году в Ульяновской области была расширена сфера применения социальных контрактов:

  • на развитие личного подсобного хозяйства, в том числе на обучение основным правилам ведения сельскохозяйственной деятельности, контроля и сбыта продукции;
  • на переобучение, востребованным на рынке труда профессиям с привлечением центров занятости населения;
  • на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности: на развитие домашних мастерских в сфере услуг, торговли, домашнем производстве кондитерских изделий, ремесле и рукоделье, транспортном обслуживании, информационно-телекоммуникационных технологиях, бухгалтерском учёте, надомном творчестве, организации культурно-массовых и ритуальных мероприятий, репетиторстве, присмотре и уходе за детьми дошкольного возраста, парикмахерских и косметологических услуг (в том числе на покупку оборудования и переподготовку за счёт средств предоставляемой помощи, если это не предусмотрено службами занятости).

Но при этом из 4260 заключённых социальных контрактов (по состоянию на 31.12.2020 года) 1977 единиц или 91,0 % от общего числа – это контракты на оказание государственной социальной помощи в виде натуральной помощи с использованием продуктовых карт для приобретения продуктов питания. И только 385 единиц или 9,0 % от общего числа – это контракты в форме единовременной денежной выплаты, из них:

  • 314 контракт на развитие личного подсобного хозяйства (покупка домашнего скота, домашней птицы, саженцев, рассады и т.п.),
  • 61 на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности,
  • 10 контрактов на образовательные услуги.

По мнению специалистов Центра стратегических исследований Ульяновской области для повышения эффективности социальных контрактов и для сокращения уровня бедности в нашем регионе необходимо увеличивать долю социальных контрактов с проектами по предпринимательству и занятости.

Уважаемый респондент, АНО «ЦСИ Ульяновской области» проводит социологическое исследование «Социальный контракт – как мера по преодолению бедности в регионе»

Просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашем отношении к социальному контракту как одному из форматов взаимодействия государства и малоимущего населения.

Знаете ли Вы о таком формате взаимодействия государства и малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) как социальный контракт?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...

Социальный контракт заключается с семьями, доход которых ниже прожиточного минимума. Может ли Ваша семья заключить социальный контракт?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...

Какая из перечисленных ниже характеристик в большей мере соответствует Вашему (Вашей семьи) материальному положению?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...

Как Вы считаете, может ли социальный контракт снизить уровень бедности?

Загрузка ... Загрузка ...