Профессия школьного учителя остается в России одной из самых дефицитных

ЗОЯ СВЕТОВА, ЕКАТЕРИНА ФОМИНА

Накануне 1 сентября представители Минобразования рапортуют о готовности школ к началу учебного года. Проведен ремонт в классах, созданы условия для безопасности детей, приняты новые нормативы школьного питания. Между тем, как отмечают эксперты, за этими победными реляциями прячется одна из острейших проблем образования – дефицит учителей. Как выяснили «НИ», несмотря на заверения министра Андрея Фурсенко о том, что в российских школах учителей даже больше, чем нужно, практически во всех регионах не хватает педагогов. Это тем более удручает, что по статистике 70% выпускников педвузов не идут работать по специальности. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее.

Нехватка преподавательских кадров – общемировая головная боль. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей. Поэтому, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что в наших школах работает в полтора раза больше педагогов, чем нужно, в учительском сообществе его не поняли. Вообще у министра довольно своеобразный взгляд на ситуацию в сфере среднего образования. Так, отчитываясь в очередной раз перед депутатами Думы о том, как продвигается реформа школы, он посетовал, что опытные педагоги не уступают места молодым. «Молодежь не идет работать не только из-за низкой зарплаты, – пояснил министр, – но и из-за того, что все места заняты». Вопрос: все ли?

«По моим данным, нехватка учителей в регионах составляет около 40%, – сообщил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.– Говоря о переизбытке учителей, министр мог иметь в виду процесс реструктуризации. Каждый год ликвидируется около 700 учебных заведений, существует план по закрытию малокомплектных сельских школ. В прошлом году только в одной Калужской области их было закрыто двадцать».

По Фурсенко выходит, что учителя из закрытых школ должны заполнять вакансии в тех, что еще работают. Однако эксперты отмечают, что на селе сейчас преподают в основном пенсионеры. Перебраться в поселок по соседству им достаточно проблематично – нет жилья, да и на кого огород с курами оставишь.

Как удалось выяснить «НИ», если в Москве проблема нехватки учителей в последний год была почти решена путем повышения заработной платы, кадровый голод в регионах по-прежнему ощутим очень остро.

В Нижегородской области не хватает 724 педагога. Об этом накануне учебного года заявил министр образования и науки области. В Удмуртии за две недели до 1 сентября были не заполнены 325 вакансий. Некому преподавать информатику, химию, биологию и технологию. В школах Тюменской области не хватает предметников по физике, истории и обществознанию. В Челябинской области дефицит учителей иностранного языка. Свободны 285 ставок. Трудно найти учителей начальных классов и физкультуры.

Халтура неизбежна

По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России – низкая зарплата. Тот же Андрей Фурсенко констатировал это в одном из интервью: «Официально до 70%, а неофициально и все 90% выпускников педагогических вузов идут работать кем угодно – менеджерами, официантами, экскурсоводами, только не учителями».

«За несколько дней до начала учебного года в нашей школе остаются незаполненными вакансии четырех преподавателей английского языка, – рассказала «НИ» учитель одной из школ Екатеринбурга Татьяна Вахрушева. – В отличие от Москвы, где платят надбавку за язык, и зарплата учителя иностранного языка около 30 тысяч, у нас все та же ставка 7 тысяч рублей для педагога первой категории. Сейчас не хватает историка и двух математиков. Большинство учителей предпенсионного возраста».

Татьяна Вахрушева рассказывает, что когда она работала завучем, то, пытаясь зарекрутировать выпускников на работу в свою школу, пошла на педагогический факультет университета: «Они буквально смеялись мне в лицо, – вспоминает учительница.– Никто не хотел идти работать за такую нищенскую зарплату».

Учителя – те, что не сбежали с корабля – время от времени пытаются роптать. Но если на самом верху раздаются заверения в том, что зарплаты будут повышены, на местах их далеко не всегда слышат.

«Так называемые ножницы в оплате труда учителей в разных регионах очень велики, – пояснил «НИ» директор московского центра образования «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский.– Самые высокие зарплаты в Москве и в Тюмени. Но есть регионы, где учителям платят мало».

Иные данные у члена комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты Любови Духаниной: «Мы проводили исследование и выяснили, что средняя зарплата учителей соответствует средней рыночной зарплате в экономике, – рассказала г-жа Духанина «НИ». – Во многих регионах предусмотрены системы надбавок, вводится дифференцированная оплата труда. В ряде областей зарплата зависит от квалификации педагогов».

Хочешь жить – умей вертеться. «Чаще всего, чтобы выжить, учитель набирает по полторы, по две ставки, – отмечает Сергей Комков. – От этого страдает качество преподавания. Педагог работает на износ и неизбежно халтурит».

У педагога женское лицо

Эксперты обеспокоены тем, что в большинстве школ преподают исключительно женщины. Заниматься благородным делом за маленькие деньги с полной отдачей могут себе позволить те, у кого мужья имеют хорошо оплачиваемую работу. Среди учительниц немало пенсионерок. Работая и получая пенсию, они в состоянии обеспечить себе относительно пристойное существование.

«В нашем городе очень большой дефицит педагогов-мужчин, – признался «НИ» начальник управления образования города Кирова Василий Кощеев. – В основном не хватает учителей физкультуры, информатики и технологии. Многим приходится работать по совместительству сразу в нескольких школах».

Эксперты отмечают: в России до революции в городских гимназиях преподавали исключительно мужчины, молоденькие выпускницы педагогических училищ ехали в сельские школы. Преобладание мужчин в учительской профессии продолжалось до войны, с которой многие из учителей не вернулись, и женщинам пришлось занять их место. Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел вести.

«Нам не хватает учителей физики и информатики, – рассказала «НИ» Наталья Сафонова, начальник отдела образования города Чайковский Пермского края. – Средняя зарплата учителя у нас в городе 9 тысяч рублей. Разве на эти деньги мужчины могут прокормить семью? Поэтому все они уходят в коммерческие структуры. С трудом удается привлечь в школы физкультурников. Кроме того, все часто упирается в проблему жилья. Нужна специальная программа обеспечения квартирами молодых специалистов».

По мнению экспертов, то, что у нашей школы женское лицо, отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполных семьях. Лишенные отцовского пригляда, не получившие мужского воспитания, они растут бесхарактерными, легко поддаются влиянию и в результате зачастую оказываются изолированными от общества.

Купить математика

В сентябре 2005 году, выступая перед правительством и членами Госсовета, Владимир Путин говорил о том, что «необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания». Завершить переход на новую систему оплаты труда предполагается в 2010 году. Пока же, как удалось выяснить «НИ», в большинстве регионов проблему дефицита педагогических кадров и низкой оплаты труда решают по старинке, латая «тришкин кафтан».

«У нас в области сейчас 97 учительских вакансий, – рассказала «НИ» Ольга Тарасова, специалист отдела кадров министерства образования Ульяновской области. – И все они будут заполнены за счет распределения часов между работающими педагогами – по две-две с половиной ставки. Хотя молодым специалистам мы даем так называемые подъемные, 3–10 тысяч рублей, к нам они пока идут неохотно». По словам г-жи Тарасовой, в Ульяновске разрабатывается программа, которая должна способствовать притоку молодых специалистов в сельские школы. За первый год работы учитель получит «бонус» в 20 тыс. рублей. Если выдержит, в следующем году получит уже

40 тыс., а еще через год – 60 тыс. рублей.

Во многих регионах принимаются аналогичные меры стимулирования молодых специалистов. Так, например, в Иркутске вчерашние студенты педагогических вузов получают в качестве единовременного пособия 5 тыс. рублей. В Екатеринбурге размер подъемных в пять раз больше.

В Нижнем Новгороде, где еще два года назад остро ощущался дефицит учителей, была в спешном порядке принята программа по социально-экономической поддержке молодых специалистов.

«В этом учебном году 98% школ в городе и области полностью укомплектованы учителями, – рассказал «НИ» пресс-секретарь заместителя губернатора Нижегородской области по социальной политике Наталья Полякова. – Молодым учителям, которые идут работать в сельских школах, предоставляется жилье, машина, прибавка к зарплате. Но при этом они обязаны отработать по специальности минимум десять лет».

Понятно, что такое стимулирование может сработать один год, но если ситуация в целом не улучшится, текучки учительских кадров не избежать. Даже когда речь идет о стимулировании рублем, требуется стратегический подход.

«Очень многое зависит от видения высокопоставленными чиновниками проблемы, – считает Ефим Рачевский. – Например, правительство Москвы делает все, чтобы привлечь молодых специалистов. Так, в Южном округе в школы сейчас пришли 252 молодых учителя. Им первые три года будут доплачивать 50% к основной зарплате. В дефиците, там, где он есть, виноваты в первую очередь губернаторы. Они либо «прохлопали» проблему, либо у них в регионе отсутствует образовательная стратегия».

Телевизор нам поможет

Андрей Фурсенко, пытаясь обосновать свой тезис о том, что никакого учительского дефицита в стране нет, приводил такие цифры: на одного учителя в России приходится 10 школьников, тогда как в Европе – 15. Однако есть и другие цифры. «Россия остается одной из самых отсталых стран в области образования, – говорит Сергей Комков. – Мы тратим на эту сферу всего 3 % ВВП, тогда как в странах Европы на образование приходится 7–8% ВВП, в США – 11%, а в Китае – 12% ВВП. Весь мир идет по пути повышения качества среднего образования. Там давно сократили нагрузки на учителя и количество учащихся в классах».

У нас же размер зарплаты педагога пока напрямую зависит от числа детей в классе. Между тем, в «Рекомендации о положении учителей», принятой ЮНЕСКО еще в 1966 году, прямо сказано: «Некоторые меры, направленные на решение проблемы нехватки учителей, такие, как чрезмерное увеличение наполняемости классов или учебной нагрузки, несовместимы с целями и задачами образования и наносят ущерб детям».

«Почему молодые не хотят идти в школы? – задается риторическим вопросом Ольга Тарасова. – Потерян престиж профессии. По телевидению вовсю рекламируются другие специальности – в тех же сериалах. И, заметьте, никогда не рекламируют профессию школьного учителя. В советское время школа была центром общения. Учитель был авторитетом».

Доцент кафедры русской литературы Московского педагогического гуманитарного университета Владимир Мескин убежден, что «на государственном уровне в России отсутствует понимание приоритетного значения образования. И последствия такой недальновидной политики в сфере образования мы ощутим уже очень скоро».