Взяться за перо меня заставил очередной материал, появившийся в рамках проекта «irka_bliyndinka». Не подумайте только, что я собрался конкурировать с неизвестным мне кругом лиц – ничуть не бывало. Ни опровергать, ни уточнять чего-то из сказанного в теме про самоубийство региональной власти в Интернете я не намерен. Во-первых, потому, что в первых же двух комментариях на Улпрессе об этом материале сказано, по-моему, все, а, во-вторых, ни о каком самоубийстве, на мой взгляд, просто нет и речи. Но две маленькие цитаты мое внимание все же привлекли. Вот они:

«Пока ульяновские чиновники готовятся стать продвинутыми «юзерами» и предаются мечтам о перспективах общения с интернет-публикой через систему электронных дневников, в сети «умирают» официальные региональные сайты. Умирают с молчаливого согласия тех, в честь кого еще недавно так щедро разливали «елей» по безграничным просторам Интернета.»

«…Региональное правительство с каким-то нездоровым равнодушием пытается «покончить с собой» в Интернете.»

Еще раз выскажу свое мнение о том, что ни о каком самоубийстве не может быть и речи – правительства в сети не было, были его нежизнеспособные детища (это я о перечисленных «иркой» сайтах). Меня привлекло ерничанье по поводу мечтаний чиновников и констатация их же полного равнодушия. Вот об этом я и хочу поразмышлять.

О мечтаниях. Они, если у кого и есть, то, я полагаю, только у одного человека в облправительстве, и, как говорили в одной старой рекламе, вы его знаете. Остальные же «мечтать» вынуждены по распоряжению этого, известного всем, главного «мечтателя». Но насколько это всерьез, и суждено ли «мечтам» воплотиться в жизнь?

Вот это вряд ли. А если и суждено, то далеко не всем. Известно же, что чиновники систематически не исполняют распоряжения губернатора. Он их ругает и наказывает, грозится уволить, но никого не увольняет. Даже тех, кого публично отправляет в отставку (Малиновский). Почему? Юмористический ответ на этот вопрос я уже как-то дал – сам такой же. Но на самом-то деле причины, если вдуматься, гораздо сложнее и интереснее.

Начнем с вопроса по первой части: почему не исполняют-то? Здесь мне, лично, видятся два варианта: либо задачи, которые ставит перед чиновниками губернатор, невыполнимы, либо чиновники не в силах их исполнить в силу неспособности (некомпетентности, лени – нужное подчеркнуть) своей. Считаю, что и то, и другое, увы, имеет место.

Давайте отвлечемся от темы Интернета и возьмем недавний пример с пятью квартирами для актёров Ульяновского драмтеатра.

Да, Морозов публично их пообещал. Но!… Но чтобы актеры дождались обещанного, нужна схема, которая позволит:

а) законно(!) эти квартиры на бюджетные деньги купить,

б) законно передать их театру,

в) от театра передать актерам (законно).

По идее, всё, что куплено за бюджетные деньги, принадлежит казне, то есть приобретенные для актеров квартиры им дать можно, но только как служебное жилье. Но актёры-то хотят квартиры в собственность (а кто не хочет?)! Возникает вопрос: можно ли найти такую законную схему, которая позволит этого добиться? Ответ – нельзя. Но Морозов-то публично пообещал! Кстати, ничего плохого в этом обещании нет – нормальное вполне обещание – понятно, что наших “звёзд” хоть чем-то надо удерживать! И вот результат: ответственный за данное поручение господин Козин публично же получает по полной программе за невыполнение невыполнимого (в рамках закона) обещания губернатора. (Кстати. Именно Козину, слышал я, приписывают замечательный афоризм: “Насколько бездарно поставлена задача, настолько же бездарно она и будет выполнена”. Поработаешь под нашим губернатором, получишь раз с десяток «втык» ни за что, ни про что – и не такие шедевры в голову придут!). И другой вопрос: правильно ли поступил губернатор с точки зрения авторитета власти, своего личного авторитета? Ответ очевиден: неправильно…

И такой пример не единичен. Авторитет Морозова в глазах подчиненных падает неуклонно. И потому не очень-то спешат чиновники правительства претворять в жизнь все губернаторские «мечтания» – уж очень часто их результат и просчитывать нет необходимости.

Теперь о ” неспособных чиновниках “. Сразу вопрос: кто они, эти чиновники, откуда взялись? Речь не о министрах, которые в массе своей все же (почти все) представляются управленцами вполне адекватными. Я имею в виду среднее и низшее звено – непосредственных исполнителей всего, что рождается в «креативной» голове главы региона. Ведь, если присмотреться, то в областной власти текучка кадров в последние годы просто зашкаливает. Потому что действует устоявшееся, но порочное, на мой взгляд, правило: каждый министр, да и каждый руководитель подразделения сам формирует себе команду. Кто считал, сколько их, министров и прочих начальников, при Морозове уже поменялось? А ведь на обучение людей нужно время: как минимум полгода, а то и больше – это ж каждому ясно. Отсюда и результаты возникают соответствующие – отрицательные то есть. Применительно к теме о равнодушии, с которым чиновники себя убивают в Интернете, можно смело предположить, что об этом секторе чиновничьей работы (или зоне ответственности) просто забыли в непрекращающейся кадровой чехарде – о преемственности в таких условиях вряд ли стоит говорить. Можно, кстати, взять для прикола книгу адресов и телефонов облправительства и администрации за 2004 год и сравнить ее с вышедшей в году 2008-м (хотя и она уже не точна): на сколько процентов сменились чиновники в администрации. Думаю, что не меньше, чем процентов на 70. То есть, чиновники-исполнители настолько часто меняются, что до них иногда просто не доходят «новаторские» идеи губернатора.

Наконец, есть еще и сама специфика власти, которая подразумевает “разделение бюрократического труда”. Вот что делает министр? Он руководит (упрощенно) – отдает распоряжения и приказы, подписывает бумаги и сидит на заседаниях и совещаниях. Иногда контролирует выполнение поручений. А кто реально выполняет поручения? Рядовой клерк, главспец, начальник отдела, который мало, что за свои 15-18 тысяч “гробиться” на работе никогда не станет, но и который, зачастую (многие принимаются на работу, так сказать, по-свойски), не обладает тем запасом знаний и навыков, чтобы быстро и качественно выполнять работу. Отсюда два важных момента в работе любого чиновника: никогда, по возможности, не делать работу самому и ничего не предлагать, потому что сам же потом и будешь это выполнять.

Опять же, применительно к «иркиной» теме. Был Давыдов, который, говорят, горбатился и гробился, или даже горел на работе (так случилось, что я никогда с ним не пересекался и судить о нем не могу). И была при нем какая-то стройная, работоспособная система. «Ушли» его, рухнула и система – тем, кто пришел на смену его «заморочки» оказались не нужны. Или не по силам. А те, кто о них знал и усидел на месте, предпочли о них не вспоминать – себе, что называется, дороже.

Исходя из сказанного, можно предположить, что изложенное в «аналитической записке» (по Каленовой) о самоубийстве облправительства в мировой паутине, многим в этом самом правительстве стало известно лишь по прочтении этой «записки» – они-то в этой паутине никогда и не были, и о «смерти» своей даже не догадываются.