В минувший понедельник, 25 сентября, исполнилось ровно 80 лет с того дня, как по улицам нашего города покатились первые рейсовые автобусы, начавшие, по сути, эру местного городского транспорта.

Старинная газета «Волжский Вестник» описывала, как в 1899 году собралась Симбирская Городская Дума насчёт устройства у нас общественного транспорта. Кто-то из гласных-депутатов предложил открыть в городе конку — вагоны, которые катили по рельсам лошадки. «На кой ляд нам ента конка! — вдруг возвысил голос городской голова купчина Волков. – В Парьже, вон, на транвае ездют!». А того, что «транваю» «елекстричество» нужно, голове-то невдомёк было. Так и остался Симбирск без всякого транспорта…

Случилась революция, Гражданская война, наступила советская власть.

25 сентября 1926 года, 80 лет тому назад, в Ульяновске заработал-таки общественный транспорт. И совсем не «транвай» стал у нас его первенцем. Три итальянских автобуса «ФИАТ», с двигателями в 20 «лошадей» и 14 местами для сидения, вышли сразу на три маршрута. Они возили пассажиров от Ленкоранских казарм (училища связи) до вокзала, от улицы Ново-Казанской (Гагарина) до пристани и от пристани к вокзалу.

Ходил транспорт лишь в часы пик — с 8 до И утра и с 3 до 6 вечера. Стоимость проезда одной остановки составляла 8 копеек, за каждую следующую необходимо было доплачивать ещё 3. Вполне «кусаче», если иметь в виду, что средняя зарплата в стране Советов в те годы не превышала 28 рублей.

Типичный уличный диалог тех далёких лет: «Ну, Иван Иваныч, на автобусе, что ли, поедем со службы?» – «Нет, Петр Андреич, я обедать спешу. Черт его дождется, да и дождешься, так места нет!». Благополучно забраться в автобус можно было только на конечных остановках, Совсем, как сегодня.

На другой год, в 1927, автобусный парк города пополнился ещё тремя машинами — американской фирмы «Паккард». А в 1928 году Ульяновск из центра губернии превратился в обыкновенный райцентр. Денег на покупку и ремонт транспорта никто больше не выделял (а между тем, комплексный проект планировки города скромно определял потребность в автобусах «всего-то» в 90 машин!). 17 января 1933 года автобусное движение в нашем городе до времени благополучно прекратилось.

5 января 1954 года по Ульяновску проехал первый трамвай. 4 января 1974 года в Заволжье начали курсировать троллейбусы.

А вот юбилей автобуса, и вообще возникновения общественного транспорта, в Ульяновске прошёл совершенно не замеченным. Может, потому, что и праздновать-то больше некому? Давно ли, например, мне самому доводилось кататься на работу на автобусе — уже и не упомню. Ульяновск прочно пересел на «маршрутки». В каждую помещается народу, ровно как в автобус из восьмидесятилетней дали…

Ермил ЗАДОРИН