Понятие «теневой экономики» появилось только в начале 1970 года. Сегодня «теневая экономика» превратилась в значительный фактор развития России, влияющий почти на все экономические, социальные и политические процессы. В раскрытии сути «теневой экономики» и подведения итогов борьбы с «теневой экономикой» Ульяновской области за 2018 год  расскажет руководитель центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области», к.э.н. Жигалова Оксана Валерьевна.

– Одной из приоритетных тем работы вашего центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности является исследование состояния экономики и динамики «теневого сектора» в Ульяновской области. Что вы подразумеваете под термином «теневая экономика» в своей деятельности?

– Мы определяем её как деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учета и контроля. Значительно воздействие на экономику Ульяновской области оказывает 2 вида «теневой экономики»: скрытая и неформальная. Под скрытой понимается осознанно укрываемая деятельность, либо преуменьшаемая с целью уклонения от налогов. Неформальная теневая экономика – обычно принадлежит домашним хозяйствам, а также фирмам с неформальной занятостью. В России значительное распространение неформальное производство имеет в сельском хозяйстве, в торговле, в строительстве, а также некоторых других отраслях.

– Какая отрасль экономики Ульяновской области больше всего подвержена теневому воздействию?

– В 2017 году на основе проведенных нами исследований было выявлено 17 зон локализации «теневой» экономики – «Строительство», «Деятельность по предоставлению финансовых услуг», «Лесоводство и лесозаготовки», «Сфера гостиничного бизнеса», «Аренда квартир и офисных помещений», «Услуги репетитора» и пр. По поручению Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова каждая зона была закреплена за исполнительным органом государственной власти или организацией, подведомственной Правительству Ульяновской области решения проблемных вопросов в указанных отраслях.

АНО «ЦСИ Ульяновской области» был проведен опрос среди предпринимателей и населения городской и сельской местностей Ульяновской области с целью выявления наиболее «проблемной» зоны экономики. Выводы, полученные в результате анализа данных, позволили определить наиболее «проблемную» зону локализации «теневого» бизнеса – сфера «Строительство».

– Какая ситуация складывается в экономике вцелом на сегодняшний момент?

– По итогам 2018 года благодаря проведённой работе во всех муниципальных образованиях Ульяновской области уже выявлено и частично легализовано более 10 тыс. чел., чья легальная деятельность принесла в бюджет порядка 34,0 млн руб. Также нами были подведены итоги оценки объёмов «теневого» сектора экономики Ульяновской области за 3 квартал 2018 года. Сравнительный анализ итогов 2-го и 3-го кварталов 2018 года показал следующие результаты:
• потенциальная численность трудоспособных занятых в «теневом» секторе уменьшилась на 7,6%;
• потенциальный объём «серой» заработной платы сократился на 797,8 млн руб. или на 6,9%;
• объём «теневого» валового регионального продукта снизилась на 253,83 млн руб., по сравнению со 2-м кварталом
• доля занятых в «теневом» секторе в общей численности занятого населения составляет 21,35%, что меньше по сравнению со 2 кварталом (22,8%).

Полученные результаты отражают итог качественно выстроенной работы с исполнительными органами государственной власти, администрациями муниципальных образований, а также налаженное взаимодействие с федеральными структурами.

– Цифры достаточно интересные, вопрос – какие механизмы были задействованы для решения проблем «теневой экономики»?

– Одной из составных частей механизма борьбы с «теневой экономикой» является дорожная карта. Дорожная карта представляет собой план мероприятий по 17 «зонам локализации», распределёнными между 11 ответственными из органов власти. Мероприятия носят различный характер, охватывая все доступные способы борьбы с «теневыми» проявлениями: выявление и легализация «теневого» бизнеса (рейды, проверки, заседания); мероприятия, направленные на борьбу со спросом на услуги, предоставляемые представителями «теневого» бизнеса; создание благоприятных условий для ведения легального бизнеса; организационно-методологические мероприятия; информационное сопровождение мероприятий по противодействию «теневому» сектору экономики (разъяснительная работа).

– Вы считаете, что мероприятия, которые заложены в дорожной карте смогут в полной мере охватить и разрешить проблемы в указанных Вами отраслях?

Жигалова О.В.: Естественно борьба с «теневой» экономикой должна идти на всех уровнях власти. С законодательной точки зрения – выстраивание взаимоотношений с федеральными, контрольно-надзорными органами и с «идеологической» точки зрения – стимулирование предпринимателей к «выходу из тени». Важным моментом является не давить на предпринимателей своими действиями. Механизм должен быть лояльным, постепенно приводящий к «узакониванию» предпринимательской деятельности.

– А как другие регионы России борются с «теневой» экономикой? Используете ли Вы их опыт?

– Да, конечно, мы отслеживаем различные методики борьбы с теневой экономикой регионов России. Так, например, в своём исследовании эксперты ЦСИ опирались на опыт Вологодской области, Иркутской области, Республики Беларусь, Эстонии. Кстати, весьма интересны такие примеры по борьбе с «теневой экономикой» как «Маршрутные такси» оборудованные безналичным расчетом за проезд (Санкт-Петербург). Проект «Бытовые услуги населению» опыт г. Сызрань. Это выявление помещений многоквартирных домов, используемых для ведения предпринимательской деятельности. В городском округе Сызрань выявлено 163 нежилых объекта и 87 жилых помещений, используемых как нежилые. Эстония славится абсолютной открытостью органов власти и доверием населения, благодаря введению «Электронного Правительства» (в эстонской транскрипции – государственный бизнес-регистр). Данная мера исключает возможность коррумпированной и нелегальной деятельности.