С 3 апреля по 3 мая в соответствии с распоряжением губернатора Ульяновской области Сергея Морозова на территории нашего региона проводится месячник безопасности пассажирских перевозок. В связи с этим димитровградские автотранспортные предприятия активизировали профилактическую работу. В частности, в понедельник, 20 апреля, в нашем городе прошел целый ряд мероприятий, которые привлекли внимание как городских, так и областных СМИ
Инструктаж механиков
В любом деле сначала важно закрепить теорию. С этого и решили начать представители городской межведомственной комиссии по транспортным перевозкам и дорожному движению, проведя инструктаж для механиков автотранспортных предприятий, работающих в сфере пассажирских перевозок. Специалистов, непосредственно отвечающих за состояние автотранспортных средств, собрали в актовом зале городского отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Димитровграда, чтобы еще раз напомнить им основные требования, предъявляемые к выходящим на линию пассажирским автобусам.
Первым к механикам обратился госинспектор отделения ГИБДД УВД Димитровграда майор милиции Ильдар Шаукатович Галяутдинов, который сообщил, что в городе создана комиссия по проведению месячника безопасности пассажирских перевозок. Она с повышенным вниманием сейчас изучает ситуацию на всех АТП и обслуживающихся ими маршрутах. После ряда проверок, в том числе касающихся работы должностных лиц, отвечающих за состояние автотранспорта и обслуживающего персонала, члены этой комиссии пришли к выводу, что в течение месячника на предприятиях заметно активизировалась профилактическая работа.
ДТП стало меньше
Следствием этого стало и заметное снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирских автобусов. Так, за 20 дней месячника в Димитровграде не было зарегистрировано ни одного ДТП с участием городских автобусов. Для сравнения: в первом квартале текущего года было зарегистрировано 23 ДТП, причем 11 из них произошли как раз по вине водителей.
Отдавая должное механикам, И.Галяутдинов отметил, что ни одно из этих происшествий не было вызвано неудовлетворительным состоянием автобусов. Причины кроются в безответственности некоторых водителей, допускающих грубые нарушения правил дорожного движения. Например, движение задним ходом при выезде из остановочного кармана, нарушение дистанции, проезд на запрещающий сигнал светофора и непредоставление преимуществ пешеходам на пешеходных переходах.
Чем это оборачивается, общеизвестно: травмами разной степени тяжести, а иногда и гибелью людей. В этом году уже серьезно пострадал один человек. Это студент, переходивший дорогу по пешеходному переходу на проспекте Автостроителей 12 января. Водитель автобуса Некрасов, работающий в АТП индивидуальной предпринимательницы Манюковой, совершил наезд на пешехода, нанеся ему тяжкие телесные повреждения. Сейчас как раз решается вопрос о мере ответственности этого водителя.
Вряд ли удастся избежать наказания за невнимательность, повлекшую выпадение пассажира из задней двери автобуса, и водителю из автотранспортного предприятия, обслуживающего ГНЦ НИИАР. Этот случай был зарегистрирован недавно, то есть уже в ходе месячника безопасности пассажирских перевозок. Пострадавший получил телесные повреждения и сейчас находится в больнице.
Уделяя повышенное внимание безопасности общественного транспорта, инспекторы ГИБДД стараются своевременно выявлять водителей, склонных к нарушению правил дорожного движения. Всего за первый квартал было зарегистрировано 252 различных нарушения и соответственно столько же составлено протоколов. Еще пять протоколов было выписано за выпуск на линию автобусов в неисправном состоянии. Конечно же, это совсем небольшая часть, по сравнению с общей численностью городских пассажирских автобусов, которая уже давно превысила 200 единиц.
Для сравнения: в ходе месячника в городских автобусах вообще не было выявлено неисправностей. Но нарушения правил дорожного движения, не влекущие за собой тяжелых последствий, все же зарегистрированы. Речь идет о 32 случаях, на которые составлены протоколы за 20 апрельских дней.
Жесткие требования
Учитывая, что в этом году все же обнаруживались неисправности в курсирующих по городским маршрутам пассажирских автобусах, госинспектор отделения ГИБДД акцентировал внимание механиков, обеспечивающих эксплуатацию транс-портных средств в исправном состоянии, на соблюдении установленных правил. Он рекомендовал обратить особое внимание на недопустимость несанкционированного переоборудования автобусов дополнительными посадочными местами, поскольку таковые, как показывает практика, недостаточно закреплены, что может привести к серьезным травмам пассажиров при ДТП. Также Ильдар Шаукатович рекомендовал еще раз проверить, обеспечен ли доступ пассажиров к аварийным выходам. Ведь именно по причине его отсутствия недавно погибли ульяновские предприниматели, следовавшие на переоборудованном автобусе за товаром в Москву.
Говоря о параметрах, которые должны соблюдаться в обязательном порядке: исправность тормозной системы, суммарный уровень выхлопа и так далее, – И.Галяутдинов напомнил, что диагностические приборы для измерения этих показаний не просто должны быть в наличии на каждом АТП, но и каждый раз использоваться при проверке автобусов перед выходом на линию. Только опираясь на данные приборов, механик может поставить свою подпись на путевом листе.
«Путевка в жизнь»
Конкретные претензии к заполнению этих документов высказал инспектор областного управления Государственного дорожного надзора Владимир Алексеевич Гришан. Его службой за истекший период текущего года на территории Димитровграда было проведено 54 проверки пассажирских автобусов, 30 процентов из которых работают на городских маршрутах. В ходе этих проверок было составлено 36 протоколов на выявленные нарушения, около 30 процентов которых пришлись на димитровградских перевозчиков.
При этом, отметил представитель УГДН, в ряде случаев имело место несоответствующее установленным требованиям заполнение путевых листов, в которых либо не указывалось время выезда автобуса на линию, либо не было показаний спидометра, либо подписи врача, хотя отметка механика, который последним должен подписывать путевой лист, почему-то стояла. В.Гришан напомнил, что подобные действия механиков могут повлечь за собой серьезную ответственность вплоть до уголовной, если вдруг выявится, что водитель, будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, совершил ДТП с человеческими жертвами.
В ходе инструктажей, которые проводятся для водителей, Владимир Алексеевич рекомендовал чаще обращать их внимание на недопустимость «соревнований» между автобусами разных маршрутов. В погоне за пассажиром порой водители устраивают гонки, которые выходят за рамки утвержденного графика движения городских автобусов и грозят созданием аварийных ситуаций на дорогах Димитровграда.
Встречные предложения
Как отметили механики, порой инспекторы и сами способствуют нарушениям установленного графика, устраивая проверку находящихся на линии пассажирских автобусов. Понятно, что избежать этого в случае выявленного нарушения никак нельзя. А вот профилактические мероприятия с тщательной проверкой документов – водительских прав, техталонов, страховых полисов, путевых листов и сертификатов на полный комплект в аптечке медицинских препаратов – вполне можно проводить и на конечных остановках, где есть для этого достаточно времени.
Также механики, выражая всеобщее недовольство водителей по поводу прошлогоднего обустройства остановки по требованию возле поликлиники ДААЗа, попросили либо отказаться от нее совсем, либо внести ее в график движения и расширить до установленных пределов, чтобы автобусы не создавали помех активному движению транспорта на этом участке (особенно в зимний период, когда дороги сужаются из-за снежных наносов на обочинах) и могли спокойно выехать из «кармана». Пока же эта остановка, по мнению перевозчиков, способствует только одному – перебоям в движении.
Полный порядок
Прислушавшись к мнению механиков, представители городской межведомственной комиссии по транспортным перевозкам и дорожному движению сразу же отправились на конечную остановку на улице Братской, где отстаиваются автобусы, совершившие полный круг по маршрутам №20, 39 и 93. «Двадцатки» во время проверки там не оказалось – водитель только отъехал на обеденный перерыв. А вот автобусы 39-го и 93-го маршрутов как раз выдерживали положенную в движении паузу.
Госинспектор городского отделения ГИБДД, инспектор УГДН и ведущий специалист администрации города Владимир Петрович Выборнов в сопровождении корреспондентов внимательно осмотрели автобусы, проверили необходимую документацию и пришли к выводу, что они находятся в полном порядке.
Причем чистота двух-, трехлетних, но совсем новых на вид машин с тонированными стеклами, чтобы солнце не докучало пассажирам в самые знойные дни, димитровградцами воспринималась как должное. А вот корреспонденты областных СМИ были немало поражены. Но особенно их удивило наличие мониторов первого маршрутного телевидения, которое действует в нашем городе уже третий год.
– Вот это забота о досуге пассажиров! – восклицали удивленные гости и признавали, что другим населенным пунктам, включая и областной центр, до такого сервиса в сфере пассажирских перевозок еще далеко.
Посещение предприятия
Кто-кто, а журналисты повидали уже немало государственных и коммерческих предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки в Ульяновской области. Но такого отношения к каждой мелочи, какое они увидели при посещении базы фирмы «Валентина и Ко», где все блестит и даже котельная и сторожка содержатся в абсолютном порядке, а асфальтированный двор буквально «вылизан», наши коллеги еще не встречали.
– В чем ваш секрет? – спрашивали они у директора фирмы Валентины Федоровны Хасановой, которая устроила для гостей настоящую экскурсию, проведя их по всем помещениям: прекрасно оборудованным боксам, кабинетам врача, механика, директора по перевозкам. С гордостью она показывала и оснащенный всеми необходимыми пособиями кабинет охраны труда, в котором ежедневно проводятся предрейсовые инструктажи водителей, и свой скромный кабинет, главным украшением которого являются многочисленные дипломы, благодарности и почетные грамоты главы города и губернатора за достижения в организации пассажирских перевозок, а также активное участие в общественной жизни города и региона.
– В чем секрет? – задумчиво отвечала она. – Наверное, в том, что в нашем деле мелочей не бывает. Здесь важно все: и опыт водителей, и профессионализм слесарей-ремонтников, и тщательный медицинский контроль, и поддержание должного уровня со стороны руководства, и чистота в боксах, где ночуют наши автобусы, и достойное содержание каждого из них, и состояние котельной, и комфорт в домике сторожа, который целые сутки находится на посту. Словом, я стараюсь ничего не упускать из виду, поэтому могу надеяться на такое же внимательное отношение к своей работе со стороны каждого сотрудника нашей фирмы…
Кстати, фирма «Валентина и Ко» сегодня объединяет около сотни человек, старательно изо дня в день выполняющих свою работу и старающихся достичь идеала в сфере городских пассажирских перевозок. Если так к своему делу будут относиться все перевозчики Ульяновской области, кардинальные перемены не заставят себя ждать.