Виктория Чернышева – Сегодня нам нужны материаловеды, узконаправленные специалисты, которые могли бы управлять выкладочными машинами, инфузионным центром, контролировать все оборудование, а также специалисты, которые смогут разрабатывать подобные технологические линии. У нас есть профессионалы – операторы станков с ЧПУ и технологи, которые занимались разработкой композитных материалов раньше. Но сегодня приходится их доучивать – чтобы они могли работать с композитами для силовых конструкций, – пояснил главный технолог завода “АэроКомпозит” Андрей Громашев. Ульяновское предприятие – уникальное в своем роде. Здесь изготавливают крылья для перспективного самолета МС-21. Подобных технологий в мировом авиапроме еще не применял никто: так называемое “черное крыло” “выпекают” в специальных печах – термоинфузионных автоматизированных центрах. На “АэроКомпозите” применяют метод вакуумной инфузии – прежде никто в мире еще не изготавливал таким способом силовые конструкции для гражданской авиатехники. При создании крыла для МС-21 используется более 100 крупногабаритных элементов конструкций из композиционного материала. Детали получаются на 5-10 процентов легче, чем аналогичные алюминиевые. Композитные крылья позволят самолету экономить: за счет того, что они легче, чем металл, расход топлива у воздушного судна уменьшится на шесть – восемь процентов. – Композитные материалы – это перспективное направление. Для него нужно готовить кадры отдельно, формировать квалификационные требования, обозначать отдельную профессию. Объемы производства деталей из композитов в авиапроме будут увеличиваться, а потому нужно уже сейчас обучать специалистов, – считает директор департамента по подготовке персонала Объединенной авиастроительной корпорации Любава Шепелева. По ее словам, назрела необходимость в инженерах-технологах, которые могут работать с композитами, понимают, что это такое, умеют проектировать, понимают, как выстраивать технический процесс производства деталей из таких материалов. Уже сегодня “АэроКомпозит” способен изготавливать до 24 комплектов “черных крыльев” в год. Через 10 лет, с развитием программы МС-21, мощность предприятия увеличится в три раза. Наверняка к тому времени воздушных судов, в строительстве которых будут использоваться композитные материалы, станет больше. А, значит, потребуется щедрая “подпитка” производств квалифицированными специалистами. |
|