Монорельс — подвесной, установленный на эстакаде или на отдельных опорах однорельсовый железнодорожный путь. (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …)

Монорельс (Монорельсовая дорога) – разновидность экскурсионного рельсового транспорта, особенностью которого является движение состава по единственному рельсу, в отличие от традиционного транспорта, где движение осуществляется по паре рельс. Монорельсовая система делится по способу подвеса состава на подвесную, опорную и с боковым подвесом.
Особенности применения монорельсов
Монорельсы делятся по устройству на три вида – подвесные, опорные и с боковым подвесом. Такой вид транспорта используется всего в 28 городах мира, причем наиболее известны монорельсы Сиэтла и Осаки. Монорельс – это разновидность электротранспорта, поэтому основную часть монорельса представляют собой тяговые электродвигатели (ТЭДы). Через токосъемник (в разных системах он устроен по разному из-за разного расположения контактного рельса) ток поступает на систему управления, где водитель регулирует какая ее часть пойдет на ТЭДы. Этим определяется скорость движения состава. Сам состав либо лежит на рельсе, либо висит на нем или сбоку от него, соприкасаясь с ним непосредственно резиновыми колесами. Соответственно управление монорельсом схоже с управлением метропоезда или трамвая.
При этом монорельс требует достаточно сложного устройства пути, много более сложного и во много раз более дорогого, чем трамвай. Стоимость километра двухпутного монорельсовго пути обходится в 15.000 тысяч евро, в 8 раз больше, чем устройство скоростного трамвая и всего на 25% дешевле чем прокладка метрополитена. Так, убытки от одной экспериментальной линии московского монорельса (5 км, предположительно до 40 тыс. пасс. в день), составляют 1/16 убытков всего Московского Метрополитена (230 км, 9 млн. пасс. в день); убытки на одного пассажира монорельса в 15 раз больше, чем на метрополитене. Причины убытков — несоответствие назначения вида транспорта целям, ради которых он строится. Монорельсовый транспорт в 90% случаев применяется как парковый (прогулочный), зоопарковый (зоосады с открытым пространством для животных), в парках аттракционов, для пересадок между терминалами аэропортов. Например в Сиэтле монорельс экскурсионный, и на референдуме жители города проголосовали против его дальнейшего развития, а в Осаке монорельс обслуживает аэропорт. Применение монорельса обусловлено факторами:
• перевозки не связаны с поездками на работу;
• перевозки невозможны (зоопарк), нецелесообразны (парк аттракционов) другими видами транспорта или легко компенсируются (аэропорт, короткие расстояния);
• эстакады монорельса не проходят в жилой зоне и не нарушают облик города.
При этом максимальная провозная способность монорельса не превышает 7 тыс. пассажиров в час в одном направлении: с таким потоком способен справится даже автобус, не говоря о рельсовых видах транспорта. Именно поэтому за 2 года своей работы монорельс в Москве так и не стал транспортным объектом, а продолжает работать в экскурсионном режиме. При этом одна поездка на нем стоит 50 рублей, а проездные билеты не применяются. Изначально строившийся к международной выставке ЭКСПО-2010 монорельс оказался очень дорогой игрушкой, поэтому о планах дальнейшего развития его линий за последние годы не было сказано ни слова.

Достоинства монорельса

• Основное преимущество монорельсовой дороги заключается том, что она, как и метрополитен, не занимает место на перегруженных магистралях города, но в отличие от метро, дешевле в строительстве. Правда сопряжение станций и входов на них в условиях плотной застройки все равно представляет огромную трудность.
• Монорельсовый состав может преодолевать более крутые вертикальные уклоны по сравнению с любым другим двурельсовым транспортом.
• По сравнению с трамваями и поездами, монорельс гораздо тише. Правда это достоинство действует только относительно старой методики укладки рельс. Трамвай на “чешских” рельсах, стоящий в 8 раз дешевле полотна монорельса, бесшумен. Шум немецкого монорельса Wuppertaler Schwebebahn после реконструкции составляет около 56 дБ (50 дБ — разговор средней громкости, тихая улица, стиральная машина).
• Быстрота строительства и ввода в эксплуатацию по сравнению с подземным метрополитеном без необходимости дорогостоящего выкапывания подземных тоннелей или переноса подземных коммуникаций. В частности по технологии монорельса SIPEM (H-Bahn) установка трех опор в законченном виде предусматривается за 6 рабочих дней.

Недостатки монорельса
• На практике монорельсовый транспорт часто движется с низкой скоростью (максимум 25 км/час), а монорельсовые дороги не могут справиться с большими пассажиропотоками (по перевозной сопосбности сравнимы с обычной автобусной линией).
• В холодных странах в зимнее время в салоне находиться пассажирам некомфортно. Зимой из-за деформации или обледенения рельса часто случаются аварии.
• Монорельсовые дороги почти нигде не стандартизированы. Что делает невероятно дорогой покупку подвижного состава. Исключением является Япония.
• Монорельсовая стрелка — громоздкое сложное сооружение, время перевода монорельсовой стрелки — 30 с., в отличие от обычных стрелок, которые переводятся мгновенно.
• Потенциально существует опасность падения состава с большой высоты (по сравнению с трамваем), особенно у подвесных поездов.
• В случае остановки вагона из-за аварии или технических проблем, пассажиры не могут покинуть вагоны.
• Строительство монорельса в России не субсидируется.
• Стоимость строительства монорельса в 8 раз больше чем стоимость строительства скоростного трамвая, при более чем в 4 раза меньшей провозной способности монорельса.

По нашему мнению, именно монорельсовая дорога наилучшим образом подходит в Ульяновске для маршрута: Речной порт – Парк Дружбы народов – Ленинский мемориал.
Цель постройки монорельсовой дороги: обзорные туристические экскурсии и связь подгорья (волжская набережная, пляж, речной порт) с центром города.

По материалам:
http://tram.radio-msu.net/index.php?p=monorail
http://foto-history.livejournal.com/2514594.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Монорельс

Московский монорельс

Монорельс в Панаме

Монорельс в Японии

Монорельс в Японии

Дрезденская монорельсовая дорога

Монорельс Джорджа Бенни в пригороде Глазго, Шотландия
1920-1930-е гг.

Монорельс в Хьюстоне, Техас, 1956 год.

Сравнение достоинств и недостатков разных видов городского транспорта

Автор – известный ульяновский краевед, автор нескольких книг.