Мероприятие проходит в Страсбурге.

Сергей Морозов включен в состав официальной делегации Российской Федерации. Напомним, Ульяновская область одна из первых в России начала в полном объёме реализовывать закон о местном самоуправлении и наработала в этой сфере большой опыт. Глава региона принял участие в пленарных заседаниях и «круглых столах».

Как отметил Сергей Морозов, опыт работы Конгресса будет использован и в Ульяновской области. Так, планируется продолжить реформирование деятельности органов местного самоуправления с учётом передового европейского опыта. По словам Губернатора, этот вопрос будет обсуждаться на совещаниях с участием руководителей муниципальных образований.

Для справки:

Развитие местного самоуправления в Российской Федерации

Российская Федерация ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления (далее – Хартия) 11 апреля 1998 года, взяв на себя обязательства соблюдать положения Хартии и следовать общеевропейским демократическим принципам местного самоуправления.

На момент ратификации Хартии, Конституцией Российской Федерации уже было закреплено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Конституционные нормы о местном самоуправлении в Российской Федерации получили развитие в Федеральном законе от 28 августа 1995 года

№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон № 154-ФЗ утратил силу лишь 1 января 2009 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Однако, нормы Федерального закона № 131-ФЗ, определившего общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, начали применяться уже с 2004 года.

Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает понятия исполнительно-распорядительного и других органов местного самоуправления, более четко разграничивает полномочия между представительными и исполнительными органами местного самоуправления, устанавливаются критерии, в соответствии с которыми образуются иные органы местного самоуправления.

Данным Федеральным законом были введены нормы, направленные на повышение роли представительных органов в системе организации местной власти. Например, статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливается минимальная численность депутатов представительного органа местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования, устанавливается запрет на совмещение должностей председателя представительного органа местного самоуправления и должностного лица, осуществляющего исполнительно-распорядительные функции (такое право предоставлено сельским поселениям и внутригородским муниципальным образованиям).

Федеральный закон № 131-ФЗ в целом создал основы для приближения местной власти к населению, более четкого и сбалансированного разграничения полномочий между уровнями публичной власти на основе принципа субсидиарности, закрепив при этом различные полномочия за каждым видом муниципальных образований.

С момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ органами власти всех уровней была проделана огромная работа, направленная на развитие системы местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе и посредством анализа, выявления правовых коллизий, с последующим их устранением путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Необходимо учитывать, что в целях наиболее эффективной реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ был установлен переходный период.

В 2005 году данный федеральный закон начал применяться в полном объеме в 2 субъектах Российской Федерации (Ставропольский край, Новосибирская область), в 2006 году уже 46 субъектов Российской Федерации приступили к его реализации в полном объеме.

Переходный период реализации Федерального закона № 131-ФЗ завершился 1 января 2009 года, именно в этот день данный закон вступил в силу в полном объеме.

В течение переходного периода органами государственной власти субъектов Российской Федерации была проделана колоссальная работа, прежде всего в части формирования территориальной организации местного самоуправления в условиях нового законодательства: установления границ муниципальных образований, наделения их соответствующим статусом.

Первоначально законами субъектов Российской Федерации были установлены 24.5 тысяч муниципальных образований, из которых 19.9 тысяч были сельскими поселениями, то есть общее количество муниципальных образований в Российской Федерации увеличилось более чем в два раза.

По истечении пяти лет реализации норм федерального закона № 131-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в целях повышения эффективности решения вопросов местного значения, сокращения неэффективных расходов выступают с инициативами о преобразовании муниципальных образований, прежде всего объединении сельских поселений. Данные тенденции наиболее ярко выражены в регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов, для которых характерна достаточна высокая плотность населения. Напротив, в регионах Южного, Сибирского, Уральского федеральных округов территориальная организация местного самоуправления является достаточно стабильной, что обосновано, прежде всего, географическими и климатическими особенностями, а также тем, что границы муниципальных образований устанавливались с учетом исторических традиций.

На 1 сентября 2010 года в Российской Федерации существует 23652 муниципальных образования, из них: 514 городских округов, 1826 муниципальных районов, 1735 городских поселений, 19341 сельских поселений, 236 внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2005 году были сформированы представительные органы, избраны главы, созданы местные администрации всех вновь образованных муниципальных образований.

С 2006 года органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступили к решению вопросов местного значения, однако в ряде субъектов Российской Федерации в отношении вновь образованных поселений были приняты региональные законы, определяющие этапы перехода таких поселений к решению всего перечня вопросов местного значения.

Таким образом, 2003-2009 годы можно определить в качестве первого этапа реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ, на протяжении которого органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяли границы муниципальных образований и наделяли соответствующим статусом муниципальные образования, обеспечивали становление органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, осуществляли разграничение имущества. Кроме того, в переходный период законами субъектов Российской Федерации определялся порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений.

Второй этап начался с 1 января 2009 года, осуществляется в условиях полного перехода муниципальных образований к самостоятельной реализации требований Федерального закона № 131-ФЗ и характеризуется возникновением определенных тенденций в системе местного самоуправления, связанных с осуществлением субъектами Российской Федерации политики сокращения количества муниципальных образований путем преобразования сельских поселений, увеличением количества муниципальных образований, в которых местную администрацию возглавляет лицо, назначенное по контракту, а также переходом муниципальных районов к формированию представительных органов путем делегирования в него глав поселений, входящих в состав муниципального района и депутатов представительных органов указанных поселений.

В настоящее время можно констатировать, что местное самоуправление, с учетом многообразия разрешенных Федеральным законом № 131-ФЗ форм своего развития, создано на всей территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством, а также соответствуют базовым принципам, заложенным в Европейской хартии местного самоуправления.

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА